Теперь хочу рассказать о плавсредствах, пригодных для хождения по более серьезным водоемам, таких как Кама, Рыбинка, Онего, и это хоть и катер и зовется он
Амур, но в последнее время наблюдается тенденция чудного превращения катера в мотолодку, чем не применул воспользоватся и ваш покорный слуга, но об этом позже. А сейчас о том что, данное переоборудование вызвано тем что, во-первых - это то что, советские агрегаты морально и физически изжили себя, и второе - это то что, за вполне приемлемую сумму мы получаем надежную и мореходную лодку, которая не имеет аналогов в этом плане.

Модификаций Амура было выпущено много, начнем с первой.
Основные данные катера «Амур»
Длина наибольшая, 5,5 м
Ширина наибольшая, 1,82 м
Ширина по скуле наибольшая, 1,6 м
Высота борта на миделе, 0,88 м
Осадка габаритная, 0,5 м
Вес катера порожнем, 540 кг
Водоизмещение полное, 1100 кг
Число пассажиров 6
Двигатель «Москвич-412»
Скорость максимальная, 45-50 км/ч
Запас топлива, 70 л
Цена, 2400 руб (1971 год)
Катер выпускается небольшой серией в г. Комсосльск-на-Амуре (в 1970 г. выпуск составил около 400 штук).
Катер «Амур» предназначен для эксплуатации на реках и водохранилищах с пресной водой при высоте волны не более 1,2 м. Клепаный дюралюминиевый корпус (вес 230 кг) имеет водонепроницаемые переборки на шп. 3 и 7. Герметичный отсек форпика снабжен палубным люком с плотной крышкой. В открытом кокпите между шп. 3 и 7 установлены жесткие сиденья для пассажиров. Предусмотрен тент, который натягивается на каркас из труб, вставляемых в специальные гнезда на палубе.
У места водителя, помимо штурвала и механизма дистанционного управления, размещен щиток с контрольно-измерительными приборами. Пространство за щитком закрыто снизу поддоном, образующим полку для мелких предметов.
Двигатель установлен в корме, угловой редуктор расположен под задним сиденьем. Кроме двигателя и валопровода, в моторном отсеке размещены аккумуляторная батарея, водо-масляный холодильник, водяной бачок, трубопроводы системы охлаждения. Отсек закрывается сверху двумя крышками, откидывающимися к бортам.
Гребной винт из алюминиевого сплава имеет диаметр 275 мм и шаг 312 мм. По бортам кокпита предусмотрены крепления для укладки весел.
Трехлетняя эксплуатация катера, получившего наибольшее распространение на реках Сибири и Дальнего Востока, особенно на Амуре, позволила выявить у него ряд недостатков. При глиссировании корпус испытывает сильные удары даже на небольшой волне, что создает значительные неудобства для пассажиров и иногда является причиной появления течи в клепаных соединениях. В связи с этим было бы целесообразно изменить обводы и увеличить килеватость днища, особенно в носовой части.
Конверсия двигателя не соответствует требованиям отраслевой нормали ОН9-518-65 «Конверсия автомобильных и тракторных двигателей в судовые главные. Технические требования», распространяющейся на серийные двигатели для катеров. Одноконтурная проточная система охлаждения не обеспечивает нормальный температурный режим работы и приводит к коррозии двигателя при эксплуатации в морской воде. «Амур» не имеет заднего хода. Для разобщения двигателя с валопроводом применяется автомобильная муфта сцепления, не рассчитанная на длительное выключение, не говоря уже о том, что в судовом реверс-редукторе все переключения должны производиться одним рычагом, без лишней педали сцепления.
В настоящее время завод проводит работы по усовершенствованию «Амура». Надо полагать, что корпус с улучшенными обводами (Амур-М), модель которого испытывалась в опытовом бассейне, будет более мореходным. Разрабатывается вариант двигателя с двухконтурным охлаждением и компактным угловым реверс-редуктором.
К сожалению, двигатель «Москвич-412» работает на бензине А-93, А-95 или «экстра», а в некоторых районах эти сорта достать почти невозможно. Для катеров нужна дефорсированная модель, работающая на бензине А-76. Некоторое снижение мощности, которое явится следствием уменьшения степени сжатия, для катерного двигателя было бы только полезно, так как позволило бы увеличить срок его службы.
Впечатления от двухмесячной эксплуатации катера «Амур»Сначала о достоинствах катера «Амур». У «Амура» неплохие обводы и архитектура, просторный кокпит, большие багажный и моторный отсеки. Хорошо выполнены все приводы дистанционного управления. Обводы корпуса позволяют идти с максимальной скоростью на волне до 40 см под любым углом, причем кокпит не забрызгивается. О прочности корпуса после двух месяцев эксплуатации судить рано, но пока во всех отсеках сухо. Отлично сделан защитный тент.
Теперь о недостатках катера, которых, к сожалению, немало.
Очень удивило и огорчило отсутствие нейтрали и заднего хода. При этой конструкции редуктора невозможно резко погасить скорость или дать задний ход, чтобы удержать катер на месте. Далее, если нужно отрегулировать двигатель, прогреть его без нагрузки и т. п., приходится выжимать сцепление. А это приводит к быстрому износу графитного упорного подшипника в механизме сцепления, о чем говорится и в инструкции по эксплуатации и в описании двигателя.
Температура воды в системе охлаждения, согласно показаниям приборов, не поднимается выше 40° С, что приводит к переохлаждению двигателя.
Очень ответственный узел — привод к гребному винту — выполнен небрежно, не продуманно. Кронштейн гребного вала и ступица винта не спрофилированы должным образом, кронштейн слишком развит, что создает далеко не лучшие условия для работы винта. Может быть поэтому так и не удалось получить при полной нагрузке скорости 45 км/час, указанной в инструкции.
Некрасивая, грязно-салатного цвета окраска портит внешний вид катера. Отсутствие мягких сидений, пайолов в багажном отсеке, жесткого обрамления ветрового стекла (хотя в инструкции оно и нарисовано), звукового сигнала, клотикового огня, спасательных средств, багра, якоря, зеркала кормового обзора создает неудобства при эксплуатации катера.
Отдельно хочется «ругнуть» инструкцию по эксплуатации. Товарищи, занимавшиеся ее составлением, наверное, плохо знакомы с этим делом. Ведь это не инструкция, а просто перечень органов управления и отдельных (даже не всех) частей катера. При сборке винто-рулевого комплекса пришлось руководствоваться только интуицией и опытом. А что делать водителям-новичкам? У меня до сих пор остались два сальника-манжеты, которые то ли должны быть куда-то установлены, то ли входят в комплект ЗИПа.
Инструкция должна отвечать уровню технической подготовки среднего покупателя. Я, например, имею некоторый опыт эксплуатации мотолодок (три года на «Казанке» с «Москвой» и два года на «Прогрессе» с «Вихрем») и обращения с автомобильными двигателями, и то не мог представить себе, зачем заводу понадобилось снимать ротор распределителя зажигания и класть его в запчасти? Если по необходимости, то скажите это в инструкции. А то пытаешься запустить новый двигатель, а он не заводится по «неизвестным причинам».
Человеку, купившему катер, хочется знать все: какие материалы применены для постройки корпуса (например, какой мастикой заполнены швы), конструкцию корпуса и его узлов (например, где применена сварка, так как в инструкции написано, что корпус клепано-сварной).
И, наконец, ни в инструкции по эксплуатации, ни в паспорте не укано, куда обращаться с претензиями. Разве там не интересуются отзывами о своей продукции?Источник: Катера и Яхты №34, 1971 год
1.JPG
2.jpg
3.JPG
4.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.