Сверхмалая подводная лодка проекта 865 пиранья

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

В середине 70-х командование ВМФ было озабочено отсутствием в составе флота малых подводных лодок, которые можно было бы использовать в целях разведки и противодействия. Поэтому в 1976 году конструкторскому бюро «Малахит» было выдано задание на проектирование сверхмалой подводной лодки. Проект определял, что такая подлодка предназначена для использования в районах мелководья на глубинах от 10 до 200 метров, где сможет решать диверсионные задачи в целях противодействия противнику, а также вести разведку. На ней необходимо было разместить водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров, радиоэлектронное и минно-торпедное вооружение.

Проектные работы начались за несколько лет до получения технического задания в 1974 году под руководством конструктора Сергея Михайловича Бавилина, а с 1976 года осуществлялись главным конструктором Львом Владимировичем Чернопятовым, затем, с 1984 года, Юрием Константиновичем Минеевым. Особенностями будущей подводной лодки проекта 865 «Пиранья» являлись: титановый корпус; забортный комплекс для хранения, доставки и использования водолазного снаряжения, а также минного и торпедного оружия; как малогабаритное оборудование, так и механическое; высокая степень автоматизации.

Закладка первой опытовой субмарины МС-520 проекта 865 «Пиранья» состоялась на Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года. По конструкции — двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и специальное водолазное оборудование. Длина — 28,2 м, ширина 4,7 м. Для маневренности на малых скоростях и на мелководье был предусмотрен движительный комплекс с винтом в поворотной насадке.
В 1987 году была заложена вторая подлодка МС-521, а в 1988-м флот получил головную подводную лодку МС-520. В 1990 году флоту передали вторую подлодку.

Экипаж подводной лодки состоял из 3 человек: командир, он же штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Также на борту располагалась диверсионная группа из 6 человек. Для проведения специальных операций по высадке и приему водолазов-диверсантов был предусмотрен водолазный комплекс, в который входила располагающаяся в носовой части шлюзовая камера. Необходимое для водолазов оборудование хранилось в двух контейнерах, расположенных в надстройке. Находясь снаружи, водолазы могли использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию и пополнять запас газовых смесей для дыхания.

Продольный разрез ПЛСМСН пр. 865:
1 – антенны ГАС; 2 – шлюзовая камера; 3 – водолазный люк; 4 – главный командный пункт; 5 – перископ; 6 – ПМУ антенны РАС; 7 – входной люк; 8 – центральный пост; 9 – АБ; 10 – ПМУ устройства РДП; 11 – носовая обитаемая зона; 12 – кормовая обитаемая зона (электромеханический отсек); 13 – ДГ; 14 – топливные цистерны; 15 – ГГЭД; 16 – упорный подшипник; 17 – привод вертикального руля; 18 – линия вала

Обе субмарины хорошо показали себя во время испытаний и в первые годы эксплуатации флотом. Но, к сожалению, они не прослужили и 10 лет. В 1998-м первая, а в 2001-м — вторая, эти уникальные малые подводные лодки были выведены из состава флота и утилизированы в Кронштадте.
Причин вывода было несколько: сложность эксплуатации, так как, в силу своей специфики, выходы в море были сопряжены с определенными трудностями и мнение ряда высших флотских чинов о ненужности сверхмалых субмарин. И, конечно, главная причина — отсутствие финансирования.

Стоит добавить, что одновременно со строительством подводных лодок проекта 865 велись работы по созданию сверхмалой подводной лодки проекта 8652 (Пиранья-2) с энергетической установкой, в которой используется электрохимический генератор. Технический проект был утвержден в 1991 году, однако дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. «Малахит» до сих пор продвигает эту лодку на международном рынке. К настоящему времени удалось довести водоизмещение до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек.

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:
Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м;
Водоизмещение: надводное – 218 т, подводное – 319 т;
Скорость хода: подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.;
Дальность плавания: полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль;
Максимальная глубина погружения: 200 м;
Автономность плавания: 10 суток;
Экипаж: 3 чел + до 6 боевых пловцов;
Вооружение: 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины

Источник

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Война, которой не было. 9 серия. «Пираньи. Тени глубин»

Источник

Малая подлодка, опередившая своё время. Как создавался проект 865 «Пиранья»

30 лет назад ВМФ СССР принял на вооружение опытную малую подводную лодку (МПЛ) специального назначения «МС-520» проекта 865 «Пиранья». Уникальность корабля заключалась в том, что подлодка могла выполнять спецоперации в мелководных и прибрежных районах глубиной 10-200 м, куда было сложно или невозможно добраться обычным подводным кораблям.

Как создавался этот легендарный в истории советского и российского флота проект, вспоминали участники научно-практической конференции, прошедшей на Адмиралтейских верфях 18 января 2018 года. Порталу Sudostroenie.info также удалось проникнуть за завесу секретности легендарной подлодки-разведчика.

Проектные работы

Проект МПЛ «Пиранья» был разработан конструкторским бюро «Малахит». Проектные работы над «Пираньей» начинались тяжело, вспоминает главный конструктор проекта Юрий Константинович Минеев. Заказчик в лице первого главного управления ВМФ поставил перед конструкторами крайне сложную задачу – создать корабль водоизмещением 70-80 тонн, способный нести на борту группу водолазов-разведчиков со снаряжением и средствами транспортировки, а также вооружение. Первые проработки проекта 865 начались в 1974 году. С тех пор у «Пираньи» сменилось несколько главных конструкторов.

Главная трудность при работе над «Пираньей» заключалась в том, что на тот момент в Советском Союзе не было опыта проектирования и создания технических средств, необходимых для решения таких задач. Подводное оборудование для крейсерских подводных лодок использовать было невозможно из-за его размеров.

Поставлять оборудование в мельчайшем исполнении было попросту некому, объясняет Юрий Минеев. Видимо, по этой причине техническое задание было подписано не на весь цикл работ, а только на эскизное проектирование.

К тому же по ходу проектных работ менялись требования. Увеличилось число водолазов, выросло водоизмещение. Для улучшения управляемости пришлось провести перекомпоновку корабля. Тем не менее, в 1981 году был утверждён технический проект. Разработка рабочей конструкторской документации была завершена в 1983 году.

Следует отметить, что во время разработки уникального проекта было проведено значительное количество модельных и натурных испытаний, а также опытных работ. В частности, были изготовлены макеты всех основных помещений и отдельных районов междубортного пространства. Экипаж также проходил испытания, на специальном натурном стенде «Коралл».

Основные характеристики

В результате получилась подводная лодка длиной 30 м, шириной 4,7 м и водоизмещением 220 т. Осадка корабля составляла 3,9 м, предельная глубина погружения – 200 м, скорость подводного хода – 6,6 уз.

Экипаж «Пираньи» состоял из трёх человек. Также лодка могла нести группу боевых плавцов из шести человек. Впервые в советском кораблестроении выход водолазов наружу (на глубине до 60 м) осуществлялся не через торпедные аппараты, а более комфортным образом – через шлюзовую камеру.

Вооружение корабля состояло из двух торпед калибра 400 мм или двух мин. Энергоустановка «Пираньи» включала в себя дизель-генератор мощностью 160 кВт и гребной электродвигатель мощностью 65 кВт.

Примечательно, что для «Пираньи», по словам Юрия Минеева, были разработаны два варианта энергоустановки: дизель-электрическая и на электрохимических генераторах (ЭХГ). Как видно, предполагалось оснащение корабля самыми передовыми технологиями.

Также лодка оказалась передовой в части малозаметности. Акустическое поле корабля было снижено до минимума за счёт отдельной от главного корпуса амортизированной платформы, на которой расположились дизель-генератор, насосы, вентиляторы, компрессор и прочее «шумное» оборудование. Дополнительную звукоизоляцию обеспечило шумопоглощающее покрытие корпусных конструкций. В результате во время учений в Балтийском море лодку не смогли обнаружить ни эскадренный миноносец, ни большой противолодочный корабль.

При автономности 10 суток дальность плавания «Пираньи» составляла 1000 миль. Для работы на более дальних рубежах прорабатывались варианты средств доставки. В качестве носителя рассматривались атомная подводная лодка проекта 667А и сухогрузное судно.

Строительство

Тем не менее, некоторые особенности были. Так, поскольку титан – достаточно тонкий металл, для его сварки изготавливали специальные растяжки, чтобы конструкция оставалась неподвижной. Для сварки в труднодоступных местах использовались зеркала.

Но наиболее сложным этапом в постройке «Пираньи», по словам Владимира Александрова, стали испытания. Особенно много сил ушло на первую лодку. При этом вторая пошла влёт.

Первоначальные планы включали в себя строительство двенадцати кораблей проекта 865, затем это число уменьшилось до шести. В итоге были построены две подлодки: опытная «МС-520» и головная «МС-521».

Служба

Строительство «МС-520» завершилось в 1988 году, «МС-521» – в 1990 году. Оба корабля поступили на службу в 157-ю отдельную бригаду подводных лодок в латвийском городе Лиепая.

Моряки высоко оценили боевые и эксплуатационные качества лодок проекта 865. По словам командира второго экипажа капитана 3-го ранга Сергея Владимировича Смазнова, по управляемости корабля замечаний не было.

Сравнивая подводную лодку с ребёнком, Сергей Смазнов считает, что после трудных родов на свет появилось достойное дитя. Однако сложности начались на стадии воспитания, когда «Пираньи» попали в большую бригаду.

Свою роль сыграли и происходившие в стране события. В 1991 году под видом спасательных аппаратов секретные подлодки пришлось срочно эвакуировать в Кронштадт, где они были выведены из состава флота, а затем утилизированы к 2000 году.

На вопрос, почему так получилось, участники проектирования и строительства отвечают, что никто за уникальные лодки не боролся. В результате коммерческие интересы (по некоторым данным, титановые корпуса подлодок были проданы в США) преобладали над прочими.

Впрочем, попытки спасти лодки проекта «Пиранья» были. Так, Сергей Смазнов неоднократно обращался к руководству страны и политикам, включая Владимира Путина и Владимира Жириновского. Как видно, результата это не принесло.

Конструкторы также не сидели, сложа руки. КБ «Малахит» были подготовлены чертежи консервации МПЛ «Пиранья», вспоминает Юрий Минеев. Лодка должна была быть установлена на набережной возле Нахимовского училища. Однако, как это часто бывает, всё упёрлось в финансирование, которого не нашлось.

Есть ли у проекта «Пиранья» будущее? По словам участников конференции, за рубежом направление сверхмалых подводных лодок продолжает развиваться. В «Малахите» до сих пор ведутся проработки данной тематики: на базе «Пираньи» было разработано целое семейство лодок прибрежного действия. Возможно, когда-нибудь в будущем российскому флоту снова понадобятся такие корабли.

Источник

Читайте также:  Батуты на лодочной улице
Поделиться с друзьями
Подсекай
Adblock
detector