Судно для подъема подводных лодок

Столетие спасательного судна «Коммуна»

17 ноября 2013 года в Севастополе состоялась церемония в честь столетия спуска на воду старейшего судна, числящегося в составе ВМФ России — спасательного судна-катамарана «Коммуна». В подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю на отряде спасательных судов Черноморского флота, куда входит «Коммуна», принял участие командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко.

Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь») и спущено на воду 17 ноября 1913 года. В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.

Судно неоднократно проходило ремонты и модернизации. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Сейчас «Коммуна» находится по-прежнему в строю ВМФ и является носителем приобретенного в Великобритании современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата Saab Seaeye Panther Plus, который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса. В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, с его участием проводились и аварийно-спасательные и подводно-технические работы.

«При последнем доковании в 2005 году проводился замер толщины корпуса в носовой части, в районе ледового пояса он составил – 14, 9 мм, в то время, как при спуске на воду – 16 мм», — сообщил капитан бессменный капитан судна «Коммуна» в последние десять лет Анатолий Ишинов. Капитан отметил, что судно может служить ещё долгие годы, по его словам до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.

«Коммуна» обладает водоизмещением в 3100 т., его длина — 81 м, ширина — 13,2 м, осадка — 3,7 м.
Скорость полного хода — 8,5 узлов, а дальность плавания — 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства — левый корпус на 80 тонн, правый корпус — на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.

Поднимемся по трапу на «Коммуну», чтобы познакомиться с ветераном поближе.

Табличка с краткой историей корабля..

В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду — в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.

«Коммуна» — судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях

Вид на платформу с верхней фермы

Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра

Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата

Главный объект «Коммуны» — рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.

РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей — захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата

Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км

В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды

Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии

Ходовой мостик корабля.

Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду — с 1915 года


Судно «Коммуна» базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт

Прожектор на верхнем мостике

Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря

Читайте также:  Лодка романтика усиление транца

Указатели длины якорной цепи

Цепь уходит в море.

Машинное отделение. В качестве главных двигателей на «Коммуне» первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.

Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации

Скоро у команды обед

Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах

В некоторых местах на «Коммуне» еще встречаются дореволюционные таблички

Команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника Нептуна

Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ»

С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет.

С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников».

В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей

На настоящий момент спасательное судно «Комунна» прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

Источник

«Коммуна». Сто лет службы на флоте

Как на Черном море появилось старейшее в российском флоте судно, служившее еще в Российской империи

В составе российского Военно-морского флота есть уникальное спасательное судно «Коммуна». Уникально оно не своей конструкцией, хотя кораблей-катамаранов в составе флотов всего мира насчитывается едва ли десяток. Просто «Коммуна», раньше носившая имя «Волхов», спущена на воду 17 (30 по н. ст.) ноября 1913 года, а начала служить под Андреевским флагом в 1915-м! На сегодняшний день это единственное судно, которое входило в состав Русского императорского флота и советского ВМФ, а теперь служит в современном российском. И не просто служит вторую сотню лет, а регулярно выходит в море на учебные спасательные операции, обеспечивая безопасность подлодок типа «Варшавянка» Черноморского флота России.

Спасать своими силами

История «Волхова» начинается с того, что российский флот стал в массовом порядке обзаводиться подводными лодками. По одной из версий, идею постройки специального судна для спасения подлодок, затонувших на небольшой глубине, подал Морскому генеральному штабу офицер-подводник Василий Меркушов. Было это в 1909 году, когда один из первых русских моряков подплава командовал на Дальнем Востоке подлодкой «Кефаль» типа «Окунь», построенной по американскому проекту. Мичман Меркушов, ссылаясь на доступную ему информацию товарищей, участвовавших в приемке построенных на немецких верфях лодок, предложил перенять опыт германского флота, где судно-спасатель «Вулкан» вступило в строй в 1908 году.

Читайте также:  Пристань на озере с лодками

Идея нашла поддержку в Морском генеральном штабе, и там объявили конкурс на разработку проекта судна-спасателя подводных лодок. Он шел год с лишним, только в конце 1910 года объявили победителя – Путиловский завод. Там здраво подошли к задаче и не стали мудрить, изобретая нечто совершенно новое, а пошли по немецкому пути и предложили строить катамаран. Такая конструкция обеспечивала возможность ровного подъема затонувшей подлодки, не давала кораблю слишком наклоняться и не требовала сложных систем уравновешивания. К тому же катамаранная схема позволяла установить на спасателе более мощные козловые краны.

30 декабря 1911 года Путиловский завод получил наряд-задание Главного управления кораблестроения, а контракт с Обществом Путиловских заводов подписали 5 мая 1912 года. 12 ноября того же года состоялась закладка нового судна, получившего имя «Волхов»: по тогдашней традиции русского флота, вспомогательные суда получали, как правило, имена русских рек. Примечательно, что по требованию морского командования все оборудование для судна должны были поставлять российские производители, за рубежом можно было приобретать только то, чего в России не делали совсем. 600-сильные дизельные двигатели для «Волхова» делали на рижском заводе Фельзера, в поставщиках числились Общество Сормовских заводов, санкт-петербургский Механический завод Роберта Круга, Русское общество Всеобщая компания электричества (Рига), Общество Русских Смеловских Заводов и другие отечественные предприятия.

С постройкой «Волхова» связана еще одна любопытная легенда. Долгая служба корабля, корпус которого сохранился в очень хорошем состоянии, объясняют особой маркой стали, которую якобы использовали путиловцы. Дескать, это была кованая сталь чуть ли не ручной работы, особо вязкая и потому стойкая к коррозии. Правда, добавляют сторонники этой версии, рецепт производства такой стали был утерян в годы Гражданской войны и теперь никому неизвестен.

По данным же Российского Государственного архива Военно-морского флота, никакой «суперстали» для «Волхова» никто не катал и тем более не ковал. На него пошла стандартная мартеновская сталь, рецепт которой был описан еще в 1897 году: судно строили в строгом соответствии с нормами и требованиями Морского министерства. А высокую живучесть корпуса «Волхова» специалисты Роскосмоса, не так давно получившие образец материала для анализа, объяснили воронением, которое сделали на Путиловском заводе.

Лучше, чем у немцев!

17 ноября 1913 года «Волхов» спустили на воду и перевели к достроечной стенке, от которой он окончательно отошел, подняв Андреевский флаг, 14 июля 1915 года. Такая задержка объяснялась просто: с началом войны все основные силы судостроителей бросили на боевые корабли, а транспорты, к которым был причислен и «Волхов», строили почти по остаточному принципу.

Первым командиром судна-спасателя подводных лодок «Волхов» 1 июня 1915 года стал опытный моряк, капитан второго ранга Александр Якубовский. К тому времени он уже 15 лет прослужил на флоте и успел получить подготовку офицера-подводника, что было весьма кстати для человека, которому теперь предстояло эти лодки спасать. По некоторым данным, Якубовский даже командовал подлодкой «Пескарь», а на «Волхов» пришел, оставив мостик миноносца «Деятельный».

Экипаж «Волхова» состоял из 137 человек, считая девятерых офицеров, лекаря и его помощника. Это было даже больше, чем на немецком «Вулкане», где служили 105 офицеров и матросов. Что неудивительно: русское судно-спасатель имело длину 96 метров (немецкое – 85 м) и ширину 18,57 м (у «Вулкана» – 16,5). Зато при таких габаритах осадка у «Волхова» оказалась на двадцать сантиметров меньше, чем у немецкого коллеги, а водоизмещение – вдвое больше: 3100 тонн против 1595! Это означало, что русский спасатель при необходимости может вытащить из воды вес больший, чем немецкий, и это был, пожалуй, главный показатель.

Судно-спасатель подводных лодок «Волхов» вошло в состав дивизии подлодок Балтийского флота в качестве плавбазы. Оно имело на борту до десятка запасных торпед и запас топлива для подводных лодок, в его каютах могли отдыхать в перерывах между походами до шести десятков подводников. И все-таки главной задачей нового судна оставалось именно спасение субмарин. Для этого на нем было предусмотрено буквально все – начиная от мощных кранов и заканчивая специальным помещением, где можно было размещать тела погибших подводников, прежде чем по морскому обычаю опустить их в море. В нем был даже ледник на случай, если родственники захотят похоронить погибшего на родине и его придется доставлять на берег.

Читайте также:  Лодочный мотор пробита прокладка

Балтийские годы

Прошло два года, прежде чем «Волхов» получил возможность на практике проверить навыки своих офицеров, матросов и водолазов, которых на нем служило аж 24 человека. 3 июня 1917 года во время практического погружения у Аландских островов затонула подлодка АГ-15 американского проекта. До прихода судна-спасателя из нее сумели самостоятельно выбраться пятеро матросов и старший офицер, остальные члены экипажа погибли. При сильном ветре и волнении экипаж «Волхова» сумел завести под лодку стальные «полотенца» и 16 июня поднять ее на поверхность, блестяще доказав свои возможности.

С тех пор и по сей день «Волхову», который после Октябрьской революции 31 декабря 1922 года переименовали в «Коммуну», довелось совершить множество спасательных и специальных операций в море. Счет только поднятых со дна моря судов, в том числе подводных лодок, перевалил за сотню! Подавляющее большинство из них «Коммуна» сумела найти и достать, пока служила на Балтике. Причем эту работу «коммунары» не прекращали даже во время блокады: в те годы они подняли 14 затонувших объектов, в том числе подводные лодки. Работать приходилось так много, что на первый серьезный ремонт «Коммуну» поставили только в 1958 году – через 45 лет после спуска на воду!

Постепенно размеры субмарин становились все больше, и построенная из расчета на первые подлодки «Коммуна» уже не могла поднять их и разместить между корпусами. Неслучайно среди последних поднятых ею лодок числятся только небольшие «Малютки». С более крупными «Коммуна» работала лишь в начале 1930-х при испытательных погружениях на большую глубину, как это было с одной из первых «Щук» Щ-303 и с головной лодкой «Правда» IV серии. Поэтому в 1967 году командование советского ВМФ решило перевести «Коммуну» на Черноморский флот, где не было океанских субмарин, и модернизировать, превратив из спасательного судна в поисковое.

Беспокойное Черное море

Для этого спасателю пришлось своим неторопливым ходом, который никогда не превышал восьми с половиной узлов (чуть меньше 15 км/ч), обойти вокруг всей Европы, прорываясь сквозь шторма. Модернизацию «Коммуна» прошла уже на новом месте службы, в Севастополе. Отныне ее главным инструментом стали не столько краны и «полотенца», сколько глубоководные аппараты, предназначенные для поиска и спасения экипажей затонувших субмарин. К тому времени большинство советских подлодок получили специальные спасательные устройства, к которым могли присоединяться такие миниподлодки-спасатели. Первым таким аппаратом на «Коммуне» стал аппарат АС-6 типа «Поиск-2». Он мог опускаться на глубину два километра, а 15 декабря 1974 года с судна-носителя его опустили на рекордную глубину 2026 метров.

Во второй половине 1980-х «Коммуна» едва не пошла на слом. Ее военный экипаж расформировали, а само судно решено было передать гражданскому флоту для использования в научно-исследовательских целях. В каких именно, новые хозяева придумать так и не смогли, поэтому через год вернули спасательное судно военным, причем в изрядно потрепанном состоянии. Тогдашнему его командиру капитану второго ранга Леониду Балюкову пришлось приложить немало усилий, чтобы не только привести свое «хозяйство» в нормальное состояние, но и доказать его пригодность к службе.

Сделать это было непросто, но моряки-черноморцы своего добились: «Коммуна», в 1999 году переименованная в спасательное судно, и сегодня гордо несет Андреевский флаг. Севастопольцы любят напоминать о том, что, мол, именно бывший «Волхов» в пору раздела Черноморского флота первым поднял его на своей мачте. А экипажи шести современных подлодок типа «Варшавянка», которые несут службу в составе Черноморского флота, могут быть уверены: случись что, и «Коммуна» с ее спасательным аппаратом АС-28 «Приз» придет на помощь. Свое дело судно исполняет при любых условиях уже сто с лишним лет! Неслучайно «Коммуна» сопровождает каждый учебный поход каждой черноморской подлодки и готова в любой момент заняться своим главным делом – спасением моряцких жизней.В составе российского Военно-морского флота есть уникальное спасательное судно «Коммуна». Уникально оно не своей конструкцией, хотя кораблей-катамаранов в составе флотов всего мира насчитывается едва ли десяток. Просто «Коммуна», раньше носившая имя «Волхов», спущена на воду 17 (30 по н. ст.) ноября 1913 года, а начала служить под Андреевским флагом в 1915-м! На сегодняшний день это единственное судно, которое входило в состав Русского императорского флота и советского ВМФ, а теперь служит в современном российском. И не просто служит вторую сотню лет, а регулярно выходит в море на учебные спасательные операции, обеспечивая безопасность подлодок типа «Варшавянка» Черноморского флота России.

Источник

Поделиться с друзьями
Подсекай
Adblock
detector