Меню

Спасательная подводная лодка бс 257



Спасательная подводная лодка бс 257

фотография:

ПЛ БС-257 проекта 940 в море. Начало 90-х годов.

1978 год 23 февраля
Заложена на заводе им. Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как «БС-257». Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;

1979 год 27 мая
Спущена на воду. В дальнейшем для прохождения программы испытаний переведена на достроечную базу на ДВЗ «Звезда» (п.Большой Камень) и подчинена командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1979 год 1 сентября
Вступила в строй;

1979 год 30 сентября
Включена в состав КСФ;

1980 год
Перешла с Тихоокеанского флота на Северный флот. Вошла в состав 35-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ура (Видяево, Мурманская область);

1980 год
Перечислена в состав 49-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1981 год (приблизительно)
На ПЛ для базирования прибыли аппараты АС-16 и АС-18 проекта 1837К;

1982 год
Перечислена в состав 35-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1980 год — 1987 год
Принимала участие в подъеме судна из экспедиции Витуса Беринга, а также в ходе выполнения глубоководных исследований, нашла на дне один из погибших транспортов конвоя PQ-17. ПА с ПЛ поднимали ценную измерительную аппаратуру со дня Белого моря. Кроме того, СПЛ неоднократно участвовала в учениях по спасению подводников «мокрым» и «сухим» способами;

1986 год 24 января
Во время отработки глубоководных спусков водолазов погиб водолаз Василий Бондаренко (посмертно награжден орденом Красной Звезды);

1987 год 20 сентября — 1989 год 8 декабря
На СРЗ-35 (Г.Мурманск, Роста) прошла ремонт и модернизацию, получив новую гидроакустическую аппаратуру, расширившую её поисковые возможности;

1990 год
Перечислена в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара;

1991 год 31 декабря
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на Полярный;

1993 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ (с 1995 года — 40-я ДиПЛ) СФ с прежним местом базирования;

1994 год
На начало года экипаж не был укомплектован, водолазному комплексу требовался ремонт. Все необходимые ремонтные ведомости были подготовлены и переданы в соответствующие службы еще в 1993 году, однако из-за отсутствия средств постановка в ремонт откладывалась и так и не состоялась;

1996 год 31 июля
Выведена из состава ВМФ, передана в ОРВИ и поставлена на отстой в Екатерининской гавани (г.Полярный);

2003 год
Объявлен государственный конкурс на утилизацию подводной лодки;

2005 год
Разделана на металл ООО «Зевс» в пос. Белокаменка (Мурманская область);

2006 год
Ограждение рубки подводной лодки с надписью Б-474, установлено в качестве центральной части монумента морякам-подводникам в г.Рязань (микрорайон Канищево). Очевидно по ошибке, т.к ПЛ БС-257 в 2005 году была разделана на металл вместе с Б-474;

2006 год 21 марта
Состоялось торжественное открытие памятника морякам-подводникам. Памятник был изготовлен при содействии управления капитального строительства Рязанской области на средства резервного фонда губернатора региона, а также министерства обороны РФ, выделившего рубку подводной лодки БС-257.

командиры (в/ч 99031):
1. Муковоз А.В. (1978-1982)
2. Ларин В.В. (1982-1985-1986?)
3. Удонов В.В. (1985?-1986-1987-1996?)

источники:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Апальков Ю.В. «Подводные лодки», т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
3. Постнов А.А. «Спасательная ПЛ проекта 940», Морской Сборник, 08.1997г.
4. Постнов А.А. «Спасательная подводная лодка проекта 940», Тайфун, 9 (40) 2001г.
5. Фотография Курганова И. с сайта «Русский Подплав».
6. Данные по соединениям с портала «Подводный Флот России».
7. Апальков Ю.В. «Подводные лодки ВМФ СССР», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Воспоминания ветеранов-подводников СФ.

Источник

Спасательная подводная лодка «Ленок» (проект 940)

20 сентября 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных испытаний и опытной эксплуатации подводной лодки проекта 666 позволил конструкторам во главе с главный конструктор Б. А. Леонтьевым в 1969 году создать технический проект, минуя эскизную стадию. К 1972 году ЦКБ «Лазурит» разработало рабочие чертежи спасательной подводной лодки (СПЛ) проекта 940 (шифр «Ленок»), а завод имени Ленинского комсомола приступил к ее строительству (главный строитель Л. Д. Пиков).

Головная ПЛ БС-486 (заводской № 194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской № 195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г.
В течение 1976 — 1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности была проведена работа по прямому назначению всего комплекса.

Читайте также:  Как ловить белую рыбу с лодки

Основной особенностью спасательных подводных лодок «Ленок» являлось наличие специальных средств, предназначенных для выполнения спасательных и водолазных работ. Это были:
— два носимых подводной лодкой самоходных спасательных снаряда (СПС) проекта 1837, представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м (водоизмещение – 46 т., глубина погружения – до 500 м., скорость хода – 1,5 -2 узл., экипаж – 3 чел., вместимость – 16 чел., дальность плавания – 16,5 миль);
— водолазное снаряжение для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их пребывания на глубине;
— комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам декомпрессии, а также длительного, до 30 суток, пребывания в ОДП 6 водолазов (акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30 кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и спасенных подводников, а кроме того, спасения «мокрым» способом с последующей декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.

Лодка имела восемь отсеков: I и II отсеки — аккумуляторные; II отсек — ЦП; III — комплекс водолазного оборудования; IV — жилое помещение; V – дизельный; VII – электромоторный; VIII — вспомогательного оборудования.
Комплекс ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на левом борту ОДП, на правом — ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль кормовой переборки отсека). Здесь же размещалось оборудование постов управления водолазной службы, поста связи с водолазами, подачи смеси декомпрессии, газоанализа и очистки газовых смесей, обслуживания систем санитарно-бытовых и физиологической обработки.

Поточно-декомпрессионная камера состояла из выходного отсека для входа в лодку и выхода из нее под водой и двух декомпрессионных отсеков для проведения декомпрессии подвергшихся забортному давлению спасаемых подводников и водолазов-спасателей.
Отсек длительного пребывания (включая также жилой и санитарно-бытовой), обеспечивал непрерывное, в течение 30 суток, пребывание в нем 6 акванавтов, периодически выходящих для выполнения водолазных работ.

Шлюзовая камера (ШК) состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и левого борта) и шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для выхода и приема водолазов, акванавтов и спасенных «мокрым» и «сухим» способом подводников при нахождении СПЛ в надводном или подводном положении.
Следует добавить, что если шлюзовая камера позволяла выполнять проведение декомпрессии водолазов и спасаемых подводников, то средний шлюзовой отсек мог обеспечить проведение декомпрессии и лечебной рекомпрессии акванавтов, а приемо-выходной отсек (левого борта) — выход и прием акванавтов.
ПДК, ОДП и ШК были соединены с IV отсеком входными шлюзами диаметром 300 мм, которые при переходе из отсека допускали шлюзование одного человека в положении сидя. Кроме того, предусматривался малый (диаметром 250 мм) шлюз для подачи пищи, воды и для удаления отходов. В трюме IV отсека размещался пост регенерации газовой смеси для ОДП. В этом же отсеке находилось все необходимое оборудование для водолазных и декомпрессионных работ.

Кроме обычных для подводных лодок систем и устройств СПЛ была оборудована специальными системами и устройствами — например, системой воздухоснабжения, газоснабжения и утилизации газовых смесей, устройствами для размыва илистого грунта, подачи ВВД в СПС, для резки и сварки металла.
Для лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались два движительных комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и кормовой оконечностях с электродвигателем ПГ-103К (50 л. с. при 165 — 420 об./мин).
Имелось также специальное якорное устройство, которое обеспечивало лодке ее постановку, стоянку и снятие с якоря в подводном положении на глубинах места до 500 — 600 м на расстоянии 200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз.

Специальное буксирное устройство обеспечило возможность буксировки в надводном положении аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т. со скоростью хода 6 уз. при волнении моря до 4 баллов.
21 октября 1981 г. в 19 ч 37 мин судно-рефрижератор, выходя из пролива Босфор-Восточный, в Уссурийском заливе столкнулась с нашей подводной лодкой С-178.

Читайте также:  У лодки есть парус

Лодка получила пробоину и затонула на глубине 31 метров. 23 октября к спасательным работам подключилась спасательная ПЛ ТОФ (срочно выведенная из ремонта) и в 19 ч 15 мин из I отсека аварийной подводной лодки начался выход через ТА сразу 16 подводников. Шесть из них (наиболее слабых) в сопровождении водолазов перевели в СПЛ. Впоследствии у тех спасенных, в отличие от других, не возникло декомпрессионной болезни.
В связи с успешным использованием в ходе этих работ СПЛ известный советский подводник, бывший командир гвардейской краснознаменной ПЛ С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Г. И. Щедрин сказал: «Горжусь, что такая сложная операция, как переход под водой из одной подлодки в другую, впервые была проведена в советском Военно-морском Флоте!»
Вторая лодка, дислоцировавшаяся на Северном флоте, не использовалась в подобных операциях, но приняла участие в подъеме судна из экспедиции Витуса Беринга, а также в ходе выполнения глубоководных исследований, нашла на дне один из погибших транспортов конвоя PQ-17.
В настоящее время обе спасательные подводные лодки проекта 940 списаны, первая в 1995 г., вторая в 1999 г.

Тактико-технические характеристики СПЛ проекта 940
Надводное водоизмещение, т: 3900;
Подводное водоизмещение, т: 6840;
Длина, м: 106;
Ширина, м: 9,7;
Тип энергетической установки: 2 маршевых и 2 маневровых дизеля;
Мощность силовой установки, л. с.: 2 х 4000 + 2 х 3500;
Максимальная скорость, уз.: 15;
Максимальная скорость в подводном положении, уз.: 11,5;
Максимальная глубина погружения, м: 300;
Дальность плавания, миль: 5000;
Автономность, суток: 45;
Экипаж (из них офицеров), чел: 94 (17)
Время непрерывного пребывания под водой при проведении спасательных работ, ч: до 60

Источник

Подводная лодка БС-257 (Рязань)

Фрагмент рубки подводной лодки БС-257 установлен в «Парке морской славы» в городе Рязань.

Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте (остановка «Бирюзова», Московский округ Рязани).

Рядом расположена бесплатная парковка, чтобы попасть на которую надо быть очень внимательным, иначе можно проскочить и попасть на Северную окружную дорогу с ближайшим разворотом в полутора километрах.

Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.

Состояние памятника — хорошее для обрубка.

Дата съёмки — 03 сентября 2015 года.

Спасательная подводная лодка БС-257 была второй (и последней) подводной лодкой проекта 940 («Ленок»).

Классификация NATO — India. В строю с 01.09.1979 года. Выведена из состава флота в 1999 году. Подводная лодка не несла вооружения.

Основное назначение корабля — спасение моряков из гибнущих лодок.

Для этого на верхней палубе были установлены два глубоководных спасательных аппарата (самоходных спасательных снаряда — СПС — пр.1837), а в экипаже было около 30 водолазов и спасателей.

В случае катастрофы «Ленок» подходила к терпящей бедствие лодке и выпускала миниподлодки. Те, в свою очередь, подплывали и стыковались с люками в аварийной лодке и забирали её экипаж.

Второй задачей лодок было обеспечение действий флота в части подъёма затонувших торпед, ракет, самолётов, вертолётов и прочего имущества.

Первая лодка проекта — БС-486 — 22 октября 1981 году принимала участие в спасении подводников из затонувшей ПЛ С-178.

Двумя годами позднее, в сентябре-ноябре 1983 года, она же участвовала в операции по подъему «черных ящиков» сбитого над Сахалином южнокорейского Боинга-747.

После распада Советского Союза обе ПЛ проекта 940 были списаны. БС-486 в 1992, а БС-257 в 1996 году.

Источник

В плену глубины. Часть III

Единственные в своем роде. Подводные лодки проекта 940 были построены не для того, чтобы топить корабли. Их предназначение — спасение моряков, оказавшихся в плену глубины.

В 1976 году в опытовую эксплуатацию Тихоокеанского флота вступила первая в мире подводная лодка-спасатель — БС-486. Чуть позднее, в 1979 году была принята в состав Северного флота ее сестра — БС-257. Это был принципиально новый тип кораблей в системе поисково-спасательных работ. Подводные лодки были оборудованы двумя глубоководными спасательными аппаратами проекта 1837. С их помощью ПЛ пр. 940 могла оказывать помощь подводной лодке, затонувшей на глубине до 500 м. В состав специального оборудования входил также водолазный комплекс и комплекс поточно-декомпрессионных камер.

Читайте также:  Лодка с дистанционным управлением игрушка

Во время операции аппараты проекта 1837 могли отстыковываться от подводной лодки и вести свою работу автономно до 120 часов. Они были оснащены различным поисковым обородуванием и могли поддерживать с подводной лодкой-носителем звукоподводную связь в режимах телеграфии и телефонии. Основной задачей аппаратов была эвакуация пострадавших с борта аварийной подводной лодки, лежащей на дне моря. Для этого они могли пристыковаться к ее аварийно-спасательному люку (АСЛ) и принять на борт до 20 пассажиров.

Для своего времени подлодки-спасатели имели на своем вооружении самые передовые технологии. Конструктивно проект 940 состоял из восьми отсеков: I отсек — жилые помещения, кают-компания и аккумуляторная батарея для электропитания подводной лодки под водой, II отсек — центральный пост, откуда осуществлялось управление, рубка гидроакустиков, рубка связи и радиолокации, III отсек — агрегатная, провизионная камера, IV отсек — комплекс водолазного оборудования, V отсек — жилые помещения, столовая, VI отсек — дизельный, VII отсек — электромоторный, VIII отсек — медицинский блок и операционная.

1 — антенна гидроакустического комплекса; 2 — антенна звукоподводной связи; 3 — антенна станции миноискания; 4 — носовое устройство лагового перемещения; 5 — агрегатная; 6 — выгородка гидроакустического комплекса; 7 — первый отсек; 8 — каюта командира и кают-компания офицеров; 9 — баллоны системы воздуха высокого давления; 10 — носовой аварийный буй; 11 — носовые группы АБ; 12 — ходовой мостик; 13 — репитер гирокомпаса; 14 — прочная рубка; 15 — перископ; 16 — шноркель (РДП); 17 — антенны связи; 18 — антенна РЛС; 19 — радиопеленгатор «Завеса»; 20 — второй отсек; 21 — центральный пост; 22 — рубка связи и радиолокации; 23 — третий отсек; 24 — кормовые группы АБ; 25 — четвертый отсек; 26 — каюты водолазов; 27 — водолазный комплекс; 28 — гиропост; 29 — пятый отсек; 30 — каюты личного состава; 31 — столовая и камбуз; 32 — СПА; 33 — шестой отсек; 34 — главный дизель; 35 — седьмой отсек; 36 — ГЭД; 37 — восьмой отсек; 38 — кормовой аварийный буй; 39 — медицинский блок; 40 — ГЭД экономического хода; 41 — приводы кормовых рулей; 42 — кормовое устройство лагового перемещения.

21 октября 1981 года на Тихоокеанском флоте произошла авария. Судно-рефрежиратор столкнулось в подводной лодкой С-178, в результате чего подлодка получила огромную пробоину и в течение нескольких минут затонула на глубине 31 метра. 23 октября к спасательным работам подключилась спасательная подводная лодка БС-486, которую пришлось срочно вводить в строй из ремонта. В тот же вечер началась эвакуация подводников через торпедные аппараты. Наиболее слабых из них перевели сразу в спасательную подводную лодку, чего до этого в мире не делал никто. Впоследствие у них не возникли симптомы декомпрессионной болезни. Во время спасательной операции погибло шесть человек, но 26 моряков удалось спасти.

Подводные лодки проекта 940 были выведены из состава флота в 1995 и 1999 годах. Ни до, ни после них подобных кораблей в составе флотов мира не было. Уникальный проект, во многом опередивший свое время, имел огромные перспективы и у флота были планы на дальнейшую модернизацию и развитие спасательных субмарин. Однако, денег из бюджета на данные программы выделено не было. Долгие годы ситуация оставалась без изменений, несмотря на то, что потребность в таких подводных лодках оставалась всегда. Лишь относительно недавно, в 2018 году, в сети появились кадры подводной лодки специального назначения БС-64 «Подмосковье» в бухте Североморска, на надстройке которой было установлено устройство для стыковки спасательного глубоководного аппарата.

По некоторым данным, Управление Глубоководных Исследований (ГУГИ), в ведомстве которого находятся подводные лодки специального назначения, при помощи данных устройств планирует придать своим атомным подводным лодкам-носителям функции спасательных субмарин. Хочется верить, что в ближайшем будущем эти подводные лодки, вооруженные широким спектром обследовательской и специальной аппаратуры, включающей современные многолучевые эхолоты и автономные необитаемые аппараты, смогут заступить на дежурство в качестве спасательных кораблей, ведь потребность в них есть и сегодня, и надолго останется в будущем.

О том, какими исследовательскими возможностями обладают атомные подводные лодки ГУГИ, Вы можете почитать в статье: Атомный спецназ

Источник