Меню

Советские дизель электрические подводные лодки послевоенной постройки



Мертворожденные. Советские дизельные ракетные ПЛ

Самолет Ту-4А устарел. Ту-16 не дотягивал по дальности. Знаменитых «Медведей» – Ту-95 – начали эксплуатировать только в 1956 году, и их было мало, крайне мало, а с учетом необходимости прорыва мощного ПВО США затея была практически безнадежной.

Р-5, конечно, машина хорошая и даже, можно сказать, эпохальная, но дальностью только 1200 км. По Европе – хорошо, по США – никак.

А вот у противника был порядок – во-первых, огромный флот стратегических бомбардировщиков, во-вторых – шла разработка «Юпитеров», которые в конце 50-х появятся у границ СССР, и «Поларисов» для подводных лодок. Разрабатывались «Атласы» (на вооружении с 1958 года) и «Торы». Одним словом, нас могли достать, а мы – только нанести удар по европейским союзникам США. Нужен был ответ, и он был найден в виде подводных лодок.

Если ракеты не способны долететь – их можно довести до места, благо проработки были. Целых две – во-первых, баллистическая ракета Р-11 с дальностью в 260 км, а во-вторых, крылатая ракета П-5 с дальностью 500 км. Со вторым все было дольше, а вот первое пошло быстро.

В январе 1954 года проведено совещание конструкторов, а уже в июне 1956 года первая переоборудованная ПЛ проекта В611 вступила в строй. Результат вышел неоднозначным – на изначально торпедную лодку взгромоздили две баллистических ракеты Р-11ФМ с дальностью 150 км и боевой частью в 10 килотонн. Подготовка старта – два часа, потом всплытие и пуск ракет в надводном положении. Все это, конечно, очень плохо, но шанс. Теоретически такая лодка могла прорваться к побережью США и, опять же – теоретически нанести удар по приморским городам.

Теоретически – потому как дальности хода не хватало, что, впрочем, в мирное время решаемо. Выбора особого не было. И слегка улучшенный проект перестройки субмарин 611 в ракетоносцы – АВ611 стартовал.

Всего в 1957–1958 годах переоборудовали 5 субмарин этого типа. Проект был откровенно никакой, и в 1966 году ракетное вооружение было демонтировано. Первый блин вышел скорее комом, но дал опыт и хотя бы теоретический шанс поразить недосягаемого ранее противника.

Русский гольф

Тем временем, пока наши «Зулу» делали первые пуски, проработка носителей БР шла по двум направлениям – атомные и дизельные ПЛ.

С атомными было все грустно, о них я напишу в следующий раз. А с дизельными процесс пошел – новый проект 629, конечно, не поражал воображение. Все тот же надводный старт, правда, дорабатывалась ракета Р-13 с дальностью в 600 км, но с теми же проблемами – жидкое топливо и 4 минуты на пуск в надводном положении. Впрочем, первые три ракетоносца получили Р-11ФМ, промышленность и наука не успевали.

Разработка БР с подводным стартом шла вовсю, будущая Р-21 сулила немало выгод, но ядерный аргумент нужен был здесь и сейчас. И в 1957 году начинается строительство серии в 24 ракетоносца. Вышло спорно, по крайней мере, до перевооружения на Р-21, но три аргумента в одну мегатонну на каждом корабле придавали уверенности и сдерживали заокеанского противника.

Последний «Гольф» вошел в строй в 1962 году, когда уже вовсю строили ракетоносцы атомные. Спустя два года в серию пойдут АПЛ проекта 667А, и к концу 60-х годов новенькие ракетоносцы окажутся безнадёжно устаревшими и ненужными. Хотя даже раньше, уже к Карибскому кризису, СССР накопит Ту-95, появятся МБР Р-7, будут вестись проработки более серьезных ракет.

Но «Гольфы» оставят в строю, правда, там, где потише – на Тихом океане, а с 70-х – и на Балтике: считалось, что именно они гарантируют ответный удар по европейским странам НАТО.

Как по мне – списывать новые корабли было глупо, для экспериментов и испытаний их было слишком много, вот и служили. Даже один ракетоносец в «Командире счастливой Щуки» сняли.

Сейчас сложно судить – оправданна ли была такая спешка с постройкой огромного количества лодок, но во время Карибского кризиса вся надежда была именно на них. За все время эксплуатации потерян один корабль – «К-129» в 1968 году, тот самый, нос которого американцы поднимут с глубины 4 км в рамках операции «Дженифер». Одна ПЛ была передана Китаю, став его первым и на долгое время единственным ракетоносцем. Она тоже погибла, по слухам и сплетням, столкнувшись с советской АПЛ.

Челомеевщина

Вторым нашим шансом дотянуться до США были стратегические крылатые ракеты.

В 1959 году на вооружение принята ракета П-5 академика Челомея с дальностью до 500 км и боеголовкой в 200 килотонн. На тот момент эта ракета по характеристикам была не сильно и хуже Р-13 и обладала тем же недостатком – надводным стартом, что демаскировало подводные лодки.

Сразу же началась постройка АПЛ и переоборудование средних дизельных лодок проекта 613 под новое оружие. Переделок было две – проекты 644 и 665 по шесть единиц каждого проекта. Карьера переделок оказалась еще короче, чем у «Гольфов» – к середине 60-х оказалось, что ПВО США перехватывает КР П-5 влегкую, и их перевели на Балтику и Черное море, где еще были шансы отработать по целям, а спустя десятилетие тихо порезали. Но на короткий срок, выпавший на период Карибского кризиса, эти корабли и ракеты стали аргументом, способным атаковать базы ВМС НАТО.

Но это еще не конец истории.

На базе П-5 была разработана ПКР П-6 и по-своему уникальная лодка проекта 651, прозванная американцами «Джульетта», которая и должна была нести 4 П-6. Уникальность была в том, что к концу 50-х все-таки осознали – обычная дизельная ПЛ как носитель ракетного оружия предельно уязвима. И «Джульетту» планировали оснастить новой аккумуляторной батареей – серебряно-цинковой, позволявшей ПЛ пройти под водой 810 миль. Но что-то пошло не так. И ссора с Китаем, откуда и поступало серебро для АКБ, превратила эти корабли в обычные посредственности.

Надводный старт ракет, малая скорость, относительно высокая шумность, две системы управления (изначально лодки рассчитывали на использование П-5 и П-6) , отказ от маломагнитной корпусной стали. Тем не менее кораблей построили 16 единиц, введя последний в строй флота аж в 1968 году. Построили, дабы думать – что с ними делать. Под них даже разрабатывали малогабаритный реактор (яйцо Доллежаля), но в разумные сроки не взлетел и этот проект. В итоге лодки оказались на излёте карьеры в основном на Балтике и ЧФ, своеобразном кладбище неудачных проектов.

Если же подвести итог, то СССР выстроил 39 дизель-электрических субмарин с баллистическими и крылатыми ракетами и переоборудовал, не считая экспериментальных образцов, еще 17 кораблей других проектов. В итоге – 56 дизельных ракетоносцев. Все с надводным стартом ракет, все предельно уязвимые и устаревшие едва ли не на стапелях.

Читайте также:  Цветочная 16п лодочный мотор

Правильно ли это?

Конечно же, правильно.

В отличие от США, которые могли работать по нам с Европы, мы могли дотянуться до их территории только по морю. Даже появление МБР Р-7 это не очень-то изменило – долгая подготовка на открытом стартовом столе делала ракету предельно уязвимой для первого удара.

Есть ситуации, когда делают плохо от отсутствия ума, а есть – когда по-иному не выйдет. И флот дизельных ракетоносцев именно тот случай. Ну, за исключением «Джульетт», которые с пятого корпуса надо было снимать со строительства. Но там сработала инерция. Остальные – именно тот аргумент, который перевесил чашу весов в сторону мира, а не войны. В 1962 году США приходилось учитывать 69 Р-13 и 20 П-5, способных поразить их берега. И в этом смысле все было сделано верно, как бы ни парадоксально звучала идея строить дизельные ракетоносцы.

Другой вопрос – почему не переоборудовали потом?

Но и здесь не все так однозначно – дорого. В чем-то повторилась история конца XIX – начала XX веков, когда корабли устаревали еще на стапелях, а попытки обогнать время порождали уродцев.

Именно об уродцах и ошибках – в следующей статье о советских АПЛ первого поколения.

Источник

Советские дизель электрические подводные лодки послевоенной постройки

Советские дизель-электрические подводные лодки представлены от более современных до кораблей ранней постройки, от значимых стратегически к вспомогательным, учебным и распределены на главы, изложенные в содержании. В силу различных отклонений в конструкции однотипных лодок (разные верфи, другое назначение, большой промежуток во времени между постройкой головной и последней лодкой серии) расположение незначительных деталей (например, некоторых шпигатов) может быть не совсем достоверно или дано условно.

СТРОИТЕЛЬСТВО СОВЕТСКИХ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 2

ПРОЕКТ 619 «АНЧАР» («ЗОЛОТАЯ РЫБКА») GOLF-V CLASS 2

ПРОЕКТ 601 GOLF-III CLASS 2

ПРОЕКТ 629А GOLF-II CLASS 2

ПРОЕКТ 629 GOLF-I CLASS 3

ТАЙНА ПРОЕКТА «ДЖЕНИФЕР» 3

ТАЙНА ГИБЕЛИ ПЛ-574 4

ПРОЕКТ 651 JULIETT CLASS 5

ПРОЕКТ 665 WHISKEY LONG BIN 5

ТОРПЕДНЫЕ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ 5

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ БОРЬБЫ 6

О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОГО ПОИСКА ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ 6

О НАТОВСКИХ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ УЧЕНИЯХ 6

ПРОЕКТ 877ЭКМ «ПАЛТУС» KILO CLASS 9

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 9

ПРОЕКТ 641Б «СОМ» TANGO CLASS 10

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПЛ В ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ БОРЬБЕ 10

ПРОЕКТ 641 FOXTROT CLASS 11

ПРОЕКТ 611, 611АВ, 611Р ZULU-IV CLASS 12

ПУТЬ В ОКЕАН (ОПЫТ ПЕРВЫХ ПОХОДОВ) 12

ПЛАВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В АРКТИЧЕСКИХ ЛЬДАХ 14

ПРОЕКТ 633РВ , 633 ROMEO CLASS 17

МИННО-ТОРПЕДНОЕ ОРУЖИЕ СОВЕТСКИХ ДЭПЛ 17

ПРОЕКТ 615, А615 QUEBEC CLASS 19

О РДП И ЕДИНОМ ДВИГАТЕЛЕ 20

ПРОЕКТ 613 WHISKEY CLASS 21

ПРОЕКТ 865 («ПИРАНЬЯ») И ДРУГИЕ «МАЛЮТКИ» (КОД НАТО LOSOS CLASS. МС-520, МС-521) 21

СРЕДСТВА РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ РАЗВЕДКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 22

ПРОЕКТ 629КС, 629Р GOLF SSQ CLASS 23

ПРОЕКТ 640 WHISKEY CANVAS BAG CLASS 23

ПРОЕКТ 690 «КЕФАЛЬ» BRAVO CLASS 23

ПРОЕКТ 1840 БС-555 LIMA CLASS 23

ПРОЕКТ 1710 «МАКРЕЛЬ» BELUGA CLASS 23

ПРОЕКТ 1837,1837К INDIA CLASS 23

ПРОЕКТ 1832 «СЕВЕР-2» 24

ПРОЕКТ 1839,1839.2 ELBRUS CLASS 24

ПРОЕКТ 1808 «ПОИСК» 24

ПРОЕКТ 1855 «МИР» 24

В. В. Гагин
Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки

К 300-летию Российского флота

ПЛБ-67 проект 611АВ – первая в мире с баллистическими ракетами на борту.

ПЛ БС-153 проект 619 GOLF-V class. Последняя ДЭПЛ с баллистическими ракетами.

Советские дизель-электрические подводные лодки представлены от более современных до кораблей ранней постройки, от значимых стратегически к вспомогательным, учебным и распределены на главы, изложенные в содержании.

В силу различных отклонений в конструкции однотипных лодок (разные верфи, другое назначение, большой промежуток во времени между постройкой головной и последней лодкой серии) расположение незначительных деталей (например, некоторых шпигатов) может быть не совсем достоверно или дано условно.

Специальное спасибо С.П.Холяеву, В.А.Черкасову, Н.Прохорову

Составитель ©В.В.Гагин, 1996 г. Графика О В.В.Гагин, 1996 г.

АО «Полиграф» г.Воронеж 1996 г.

СЕРИЯ «РОССИЯ, ПРОСНИСЬ!» Выпуск четвертый

Подводная лодка проект 877 ЭКМ (KILO – class)

Проект 629М GOLF-II

Проект 651 JULIETT

Проект 641Б TANGO

Проект 641 FOXTROT

Проект 633РВ ROMEO

Проект 940 INDIA

ВВЕДЕНИЕ

Некогда России начисто отказывали в соленой водице. Стоило чуть высунуться, и огорчались недруги. Рубить окно в Европу было невероятно трудно. Каждый аршин приморской земли, хотя она являлась нашей исконно славянской, приходилось добывать с боем. Петр I вынужден был строить корабли среди топей и мелководья на северо- западе, валить корабельный лес в центре России, близ Воронежа, и там, скрываясь от злодейского любопытства, готовиться к боям за священные земли.

Издревеле ходили струги славян в гордый Царьград. Закованный панцирными льдами, океан видел в радужных всполохах небесных сияний суда поморов, мудро, с народной смекалкой выполненных для борьбы со сжатием льдов. Приспосабливался и зрел разум русского народе, воспитывался моряцкий дух, дерзновение. Континентальная Россия понимала – ей необходимы емкие легкие, чтобы дышать и жить.

Россиян не укачали до одури пенные валы морей и океанов. Многопушечные фрегаты вышли в Средиземноморье, матросы Ушакова брали неприступные скалы Корфы. Нельсон удивленно пожимал плечами и слал соглядатаев и посланцев к русским адмиралам. Международные торговцы всплескивали руками, зная, что за военным бригом в конце концов придет караван с товарами. Гангут и Синоп – это заявка России на свои права, на равенство. Россияне дерзко шли к Антарктиде, высаживались на Командорах, наносили на карты неизвестные доселе проливы, моря, острова. Русский народ смело выдвигал не менее знаменитых Магелланов, только о них меньше шумели. Наши великаны, подобные Беллинсгаузену, Берингу, Чирикову, Лазареву, Ушакову, Нахимову, Макарову, исключительно из-за нашей природной скромности не выносились на гребень истории, ими не бравировали, на их подвигах лишь воспитывали молодое поколение…

Молодое поколение выросло правильным. Книга посвящается русским и советским подводникам. Они горелщ гибли от удушья, захлебывались в аварийных отсеках, замерзали в студеной воде, но, как могли, выполняли свой долг. Те, кто выжил, научили этому следующих.

Источник

Советские субмарины послевоенных лет

В моей личной жизни были три года службы на подводной лодке в должности начальника медицинской службы, или как меня обычно называли, доктора. Причем службу я проходил на подводной лодке послевоенной постройки, которые назывались дизельными, но правильно, дизель-электрическими субмаринами. Это были не самые плохие три года жизни, они оставили о себе много всяких воспоминаний, и приятных, и не очень. Но все, что связано с подводными лодками, меня до сих пор волнует. И сегодняшний материал будет посвящен субмаринам послевоенного поколения, или постройки, в том числе 611 проекта, на которой я служил.

Читайте также:  Чем приклеить на лодке днище

Замечу сразу, что деление на «поколения» в военном кораблестроении нередко достаточно произвольное, точнее субъективное. У разных авторов отнесение того или иного корабля к тому или иному поколению может отличаться друг от друга, хотя бывают и достаточно четкие критерии. Например, такая картина наблюдается при рассмотрении дизель-электрических субмарин первого послевоенного поколения. На их конструкцию и архитектурные решения сильное влияние оказали немецкие подводные лодки XXI и XXIII серий, строившиеся в фашистской Германии в последние два года Второй мировой войны. Они отличались от предшественниц полным электродвижением, недаром их именовали «электроботами», и предназначались преимущественно для действий в подводном положении во время всего автономного плавания. Для этого на них имелись аккумуляторные батареи увеличенной емкости. Лодки снабжались шноркелями – устройствами, обеспечивающими работу дизелей под водой (РДП). Гидроакустическая аппаратура позволяла производить атаку цели без визуального контакта с ней. На лодках имелось каучуковое покрытие, затруднявшее работу ГАС противника. Большие лодки XXI серии получили электромеханические устройства быстрого перезаряжания торпедных аппаратов. Форма корпуса этих субмарин способствовала хорошим пропульсивным качествам. Они развивали под водой максимальную скорость в 12,5 узла (малые ПЛ XXIII серии) и 17,2 узла (ПЛ XXI серии). Рекордными по тем временам были и рабочие глубины их погружения: 180 м у ПЛ XXIII серии и 220 м у ПЛ XXI серии.

К счастью для союзников по антигитлеровской коалиции, субмарины этих двух типов фактически не успели принять участия во Второй мировой войне, но они после капитуляции Германии оказали огромное влияние на конструкторов подводных кораблей бывших союзников.

Соединенные Штаты не только осуществили обширные программы модернизации своих многочисленных подлодок военной постройки – Greater Underwater Propulsion Power Program (GUPPY) и Fleet Snorkel boats (FSC), в которых широко использовались немецкие технологии, – но и приступили к строительству новых ДЭПЛ послевоенного поколения типа Tang (1951 г.). Они имели подводное водоизмещение 2260 т и длину 82 м. Субмарины развивали максимальную подводную скорость хода в 18,3 узла, а глубина их погружения достигала 210 м. Вооружение состояло из 26 торпед, которые выстреливались из шести 533-мм носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Всего было построено шесть лодок этого типа (еще одна – Darter – собрана по несколько измененному проекту и использовалась в качестве опытовой), поскольку многочисленные ДЭПЛ военных проектов, прошедшие модернизацию по программам GUPPY, вполне устраивали ВМС США и обходились заметно дешевле.

Иная ситуация сложилась в СССР. Советский флот располагал большим количеством изношенных в годы войны подводных лодок устаревших проектов. Между тем бывшие союзники по антигитлеровской коалиции превращались в противников, а мир катился к «холодной войне». Военно-политическое руководство страны понимало, что ему практически нечего противопоставить таким мощным военно-морским державам, как США и Великобритания. Нужно было срочно предпринимать нечто такое, что могло сдержать военно-морскую машину западных держав. Изучив опыт войны на море 1939-1945 гг., выбор был сделан в пользу подводных лодок.

20 октября 1950 г. на заводе «Красное Сормово» в Горьком через семь месяцев и семь дней после закладки была спущена на воду средняя подводная лодка С-80 – головная проекта 613. Всего для отечественного флота промышленность построила 215 субмарин этого типа, которые стали самыми массовыми в послевоенной истории не только в нашей стране, но и во всем мире. Годовое производство доходило до 73 единиц. Еще 21 лодку собрали в Китайской Народной Республике из советских комплектующих.

При подводном водоизмещении 1347 т и длине 76 м 613-е могли нырять на глубину до 200 м, что вдвое превышало возможности ДЭПЛ предвоенных проектов, и развивали 13-узловую подводную скорость. Экипаж из 52 человек мог находиться в море 30 суток. Дальность плавания на 10 узлах составляла 8580 миль. На лодках имелось устройство РДП. На них впервые в отечественной практике устанавливались современные электронные средства обнаружения и связи. Четыре носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппаратов предназначались для стрельбы 12 торпедами или постановки 22 мин.

Именно на ДЭПЛ 613 проекта советские подводники впервые оторвались от родных берегов. На них они смело стали выходить в Северную Атлантику, а бегая к берегам Аляски, освоили суровые северные районы Тихого океана. Они держали под прицелом корабли 7-го флота ВМС США в японских водах и от Камчатки спускались в тропические широты.

На базе ДЭПЛ 613 проекта были созданы первые отечественные подводные ракетоносцы проектов 644 и 665 с крылатыми ракетами П-5 для поражения береговых объектов противника ядерными боевыми частями мощностью до 650 кт на дальности до 500 км. То есть эти лодки являлись стратегическим оружием. Значительная часть подлодок 613 проекта в 60-80-е годы прошлого века переоборудовалась в опытовые для испытаний новых образцов оружия, электроники и силовых установок.

10 октября 1957 г. в губе Черной Новоземельского полигона подводная лодка С-144 проекта 613 под командованием капитана 2-го ранга Георгия Лазарева впервые в практике отечественного флота произвела стрельбу торпедой Т-5 с ядерной боевой частью РДС-9 («Реактивный двигатель Сталина-9», как ее окрестили в ведомстве Лаврентия Берии, отвечавшего за разработку этого оружия). Результат оказался впечатляющим. Взрывом были потоплены два устаревших эсминца, две подводные лодки и два тральщика, еще несколько других кораблей-целей, находившихся в боевом поле, получили серьезные повреждения.

Наряду с 613-ми строились большие подводные лодки проекта 611 (26 единиц). При их проектировании тоже использовались технологии немецких ДЭПЛ XXI серии, а также опыт, накопленный при создании ДЭПЛ 613-го проекта. Ряд систем, приборов, механизмов и устройств в целях унификации позаимствовали у «эсок». Но это был, безусловно, оригинальный проект, а не увеличенный вариант 613-х. На 611-х впервые внедрили внешние шпангоуты прочного корпуса, что позволило улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов. Их подводное водоизмещение достигало 2600 т, максимальная скорость подводного хода составляла 16 узлов, а предельная глубина погружения – 200 м. Дальность плавания удалось довести до 22 000 миль. Эти лодки с экипажами из 61 человека первыми среди отечественных кораблей вплотную подобрались к берегам Соединенных Штатов Америки. Подводные лодки Б-88 и Б-90 совершили 27 октября 1959 г. – 24 марта 1960 г. беспримерный и не повторенный по сей день переход из Североморска в Петропавловск-Камчатский через Атлантический, Индийский и Тихий океаны с огибанием Австралии с юга.

ДЭПЛ проекта 611 несли 22 торпеды, которые выстреливались из шести носовых 533-мм и четырех кормовых торпедных аппаратов. Другая версия боевой нагрузки предусматривала размещение шести торпед и 32 мин АМД-1000. 16 сентября 1955 г. с борта подводной лодки Б-67 Северного флота, переоборудованной по проекту В-611 «Волна», впервые в мире стартовала морская баллистическая ракета Р-11ФМ. Затем по улучшенному проекту АВ-611 были перестроены или достроены еще пять субмарин проекта 611, которые помимо торпедного оружия несли по две БР Р-11ФМ, размещенных в вертикальных пусковых установках в ограждении выдвижных устройств. Они стали первыми советскими подводными лодками стратегического назначения. Нельзя не заметить, что в 1960-1980-е годы большую часть ДЭПЛ проекта 611 переоборудовали в опытовые корабли для испытания перспективных видов военной техники, а также в носители глубоководных комплексов «Архипелаг» и «Селигер».

Читайте также:  Балансиры для судака с лодки

В первые годы после Великой Отечественной войны создатели советских подводных лодок, как и в предвоенный период, придерживались трех направлений их развития. Считалось очевидным, что флот должен располагать большими субмаринами для действий в дальних океанских акваториях (611 проекта), средними (613 проекта), которые годились и для дальних плаваний, и для защиты прибрежных морей. А вблизи своих берегов и обороны военно-морских баз и портов должны были развертываться малые ПЛ. И в составе ВМФ СССР такие лодки тоже появились.

Ни с чем не сравнимый облик имели советские подводные лодки второго поколения проекта 641. «Зализанное» ограждение выдвижных устройств, вытянутый корпус с небольшой седловатостью, возвышавшийся от кормы к носу, который венчал обтекатель гидроакустической станции, издали похожий на фигу, придавал этим ДЭПЛ задиристый вид. 58 океанских субмарин этого типа ВМФ СССР (еще 17 лодок были построены для зарубежных заказчиков) действительно бросили вызов ВМС США и других стран НАТО.

Четыре подлодки данного проекта (Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130) прославились во время Карибского кризиса осенью 1962 г., когда Соединенные Штаты вынуждены были бросить на их обнаружение и нейтрализацию практически все силы своего Атлантического флота. Б-130 под командованием капитана 3-го ранга Николая Шумкова известна также тем, что 23 октября 1961 г. провела в губе Черной испытания автономного специального боевого зарядного отделения (АСБЗО) – ядерного боеприпаса, который можно размещать практически на любых торпедах. Через четыре дня лодка успешно выполнила и повторную стрельбу.

Подводные лодки 641 проекта являлись развитием 611 проекта. Благодаря применению стали марки АК-25 предельную глубину погружения довели до 280 м. Дальность плавания возросла до 30 000 миль. Эти субмарины надолго «прописались» в далеких морях и океанах.

Существенно обновилось радиоэлектронное оборудование ДЭПЛ. Их подводное водоизмещение составляло 2550 т, длина – 91,3 м, максимальная скорость подводного хода – 16 узлов. 22 торпеды выстреливались из шести 533-мм носовых и четырех кормовых торпедных аппаратов, из которых можно было стрелять с глубины 80 м. Вместо торпед могли приниматься 32 мины. Если учесть, что лодки являлись носителями ядерного оружия, то они представляли серьезную угрозу потенциальным противникам.

В 1958 г. в Горьком на заводе «Красное Сормово» началось строительство средних дизель-электрических подводных лодок второго поколения 633 проекта. Планировалось пополнить ВМФ СССР 560 такими субмаринами. Однако флот получил только 20 этих ДЭПЛ. Может быть, они оказались неудачными? Совсем нет. Просто флот сделал ставку на атомоходы. И средств на строительство средних подлодок просто не хватало. Однако за 633-ми закрепился мировой рекорд как самых «экспортнопопулярных» субмарин. Несколько лодок из состава ВМФ СССР поставили Алжиру, Болгарии, Египту и Сирии. Советский Союз передал КНР проектно-техническую и технологическую документацию по лодке проекта 633. В Китае были построены 84 субмарины, получившие обозначение тип 033. Для ВМС Египта в Китае собрали четыре лодки, а для ВМС КНДР – семь. В свою очередь, в Корейской Народно-Демократической Республике с помощью КНР в 1976-1995 гг. были построены 16 субмарин типа 033. Другими словами, в общей сложности мировой рынок востребовал более 120 подводных лодок проекта 633. К этому числу можно добавить еще 20 китайских субмарин типа Ming (тип 035) – дальнейшее развитие проекта 633.

Ко второму послевоенному поколению неатомных подводных лодок относятся и ДЭПЛ проекта 629/629А (24 единицы), оснащенные тремя баллистическими ракетами надводного старта Р-13 с ядерными боевыми частями мегатонного класса комплекса Д-2 (лодки 629 проекта), а после модернизации по проекту 629А таким же количеством БР Р-21 подводного старта комплекса Д-4.

При проектировании этих субмарин использовались наработки по ДЭПЛ 641 проекта. При этом подводное водоизмещение увеличилось до 2820 т, длина – до 98,9 м, а вот подводная скорость упала до 12 узлов. Кроме ракет субмарины несли шесть торпед, которые размещались в четырех носовых и двух кормовых 533-мм аппаратах.

На какое-то время ракетные ДЭПЛ проекта 629/629А компенсировали нехватку в Советском флоте атомоходов аналогичного назначения. А вот главным вооружением 16 ДЭПЛ проекта 651 подводным водоизмещением 4307 т и подводной 14-узловой скоростью хода были четыре крылатые ракеты надводного старта П-5 для нанесения ударов по береговым целям или П-6 для поражения надводных кораблей.

Моя служба проходила на подводной лодке 611 проекта Б-63, второй в этом классе субмарин. Эта лодка начинала свою службу на Северном флоте, затем прошла северным морским путем на Тихоокеанский флот, где начала служить на Камчатке. Затем ушла во Владивосток на капитальный ремонт и модернизацию. Вот тогда и началась моя служба на ней. Но пока лодка завершала ремонт и была приписана к 4-й бригаде 6-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота, мне довелось часто выходить в море на других лодках нашей эскадры. Врачей не хватало, к тому же у них бывали отпуска, а выход в море, даже кратковременный, без врача запрещался. Поэтому мне довелось плавать на нескольких лодках, проходящих заводские испытания после ремонта на Дальзаводе и 178 заводе в бухте Золотой Рог. Это были лодки 613, 629 и 651 проектов.

По завершению ремонта и прохождения заводских испытаний наша лодка была переведена для дальнейшей службы в 19-ю бригаду в бухту Малый Улисс под Владивостоком. И в этой бригаде мне довелось выходить на «чужих» лодках, и это были лодки 641 проекта, модернизированная лодка 611 проекта (Б-73). Так что я не только своими глазами видел все субмарины постройки первых послевоенных лет, но и выходил на них в море и погружался в морские пучины. За моими плечами одно автономное плавание на Б-63 в годы «горячей» Вьетнамской войны, с торпедой с ядерным зарядом. Все это оставило в моей памяти неизгладимое впечатление. Я был горд, что служу на передовом рубеже защиты родного Отечества – Союза Советских Социалистических Республик.

Источник