Меню

Сколько всего затонуло подводных лодок



Смерть подводных лодок

Взгляд первый: трагедии советские

14 декабря 1952 года. Старенькая «Щука» 5бис серии С-117 «Макрель» вышла на полигон боевой подготовки в Охотском море с экипажем в 52 человека. Командовал кораблём опытный командир Василий Красников, прошедший войну на Черноморских «малютках». 15 декабря командир отправил радиограмму о починке одного из дизелей… и тишина. Корабль не найден до сих пор, ни одну из версий подтвердить не удалось. В 1950 году лодка прошла капремонт, в 1952 – докование. Что случилось – мы вряд ли узнаем, море свои тайны хранит крепко.

21 ноября 1956 года. Столкновение, катастрофа, шторм мешает спасательной операции, лодку поднимают только через шесть суток силами СС «Коммуна». 28 погибших. Командиры кораблей получили сроки. Чего здесь больше – разгильдяйства или трагедии – вопрос сложный, но факт есть факт, головная «Месть» была потеряна на мелководье и недалеко от порта. Шесть человек, находящихся на мостике, спаслись. Мирное время, стандартно-дежурный выход, и. Через год всё на той же Балтике вспыхнул пожар на М-256 проекта А-615, лодка всплыла, но шторм помешал снять экипаж, 35 погибших. Опять СС «Коммуна» подняла корабль, но причина пожара так и не установлена.

25 января 1961 года. Подводная лодка С-80 вышла в море для отработки задач. Лодка была модернизирована по проекту 644 и несла две крылатые ракеты «П-5». 27 января в 0:30 вышла на связь, а уже через час из-за неисправности поплавкового клапана РДП (обмерзание) затонула на глубине 196 метров. Весь экипаж (68 человек) погиб. Корабль нашли и подняли только спустя восемь лет. Причём нашли благодаря везению – поиски после аварии, несмотря на задействованные немалые ресурсы Северного флота, результатов не дали. Не два километра, всего то 200 метров.

В отличие от катастроф предыдущих, Б-37 погибла на базе, утром, во время проворачивания механизмов. Версий о причинах взрыва море – истинной мы никогда не узнаем. Командира в итоге оправдали, потому как его вины-то и не было, разве что в отлучке с корабля в момент взрыва. Ещё одна загадка: что подвело – техника или люди? На этом мартиролог советских катастроф не окончен. Спустя шесть лет:

Спустя 12 суток лодка пропала со связи. Подводный крейсер с тремя баллистическими ракетами на борту затонул в 600 милях от Гаваев. Лодку нашли ВМФ США и подняли её носовую часть в августе 1974 года. О причинах аварии споры идут до сих пор – от неисправности РДП и до столкновения с АПЛ США. Правды мы не узнаем – США полных данных об обследовании носовой части не предоставили, а глубина 5 километров и прошедшие десятилетия делают бессмысленным исследование оставшихся обломков. 98 моряков погибли на боевом дежурстве вдалеке от родных берегов.

32 погибших, 20 человек (первые в мировой практике) были спасены спасательной подводной лодкой. Авария дурацкая, из-за ошибки оперативного дежурного ОВР, жертвы серьёзные и настоящие. Лодку в итоге подняли и разобрали на металл. В какой-то мере для нашей страны это стала последняя крупная катастрофа дизельной ПЛ. Улучшилась техника, улучшилась выучка, спал накал Холодной войны. Но не СССР единый – а что там у буржуев?

Взгляд второй: «la Belle France»

5 марта 1946 года, Касабланка, Марокко. В порту стоит французская субмарина «Орфей». Взрыв торпед по неустановленным причинам, двое погибших, лодка списана.

6 декабря 1946 года, Тулон, испытания на прочность при погружении французской субмарины 2326 (в девичестве U-2326 23 серии). Корпус не выдерживает давления воды и. 26 моряков остаются на дне Средиземного моря.

Третья французская субмарина, погибшая за шесть лет, и снова – 46 погибших и непонятно – ни где, ни почему. История уже хорошо забытая, тем более что для Франции ничего не закончилось на этой катастрофе. Через 16 лет:

52 погибших, учения, взрыв. И только в 2019 году корабль удалось найти, толка с чего меньше нуля – глубина и время беспощадны. Спустя всего два года:

Опять взрыв, опять 57 погибших и никакого понимания – почему. Единственное – лодку нашли сразу. Остаётся высказать осторожную версию: что-то не так было у французов либо с торпедами, либо с ТБ, иначе объяснить гибель двух однотипных кораблей по одной причине трудно. Тем более в 1983 году на борту французской субмарины снова взрыв водорода, в этот раз без фатальных последствий.

Взгляд третий: англосаксы

Серия внутренних взрывов, 7 погибших, лодка затонула на глубине 250 метров. Вся разница с советскими и французскими субмаринами – описано в англоязычном интернете красиво и героически, без поиска дураков, как в нашей традиции, ну и было кому экипаж снять. В остальном – всё то же, с причинами до конца неясно.

28 мая 1958 года Погибших в этот раз не было, а так – как у всех, человеческий фактор, его тоже никто не отменял. Не хуже и не лучше, чем у нас, да и по другому быть не могло, есть некие общие тенденции.

У англичан первая ПЛ в послевоенный период погибла 12 января 1950 года:

64 погибших, среди них 18 рабочих-ремонтников. Единственная ПЛ, погибшая не в море, а на реке. Прошёл год, и 16 апреля 1951 года лодка HMS Affray погибла в Ла-Манше во время испытаний. 50 моряков и 25 ремонтников погибли вместе с кораблём. Лодку нашли, но причин катастрофы так и не установили. В 1955 году в Портленде взрыв на борту – ПЛ Сидон идёт на дно, унося с собой 13 человек. На вооружении корабля были парогазовые торпеды…

Читайте также:  Поплавочная удочка на леща с лодки

Взгляд четвёртый: у остальных

Свою дань океану платили не только подводники великих держав, по мере увеличения флотов гибли лодки и держав второстепенных, сначала европейских, а по мере расширения продаж оружия – и не европейских. Есть определённая тенденция – как раз неатомные лодки мировых лидеров давненько не гибнут (не суеверный, но тьху-тьху), а вот молодых морских держав – вполне себе. Первой после войны стала С-4 испанского флота. 27 июня 1946 года столкновение с эсминцем «Лепанто» – 44 погибших. 4 апреля 1953 года свою дань отдали турки – столкновение с сухогрузом и 81 погибший.

Самая, пожалуй, загадочная гибель – ПЛ «Дакар» ВМФ Израиля. Лодка шла в Хайфу и пропала между Критом и Кипром 25 января 1968 года. Лодка шла с Портсмута, где её передали Израилю англичане, что породило стойкую версию о потоплении корабля ВМФ СССР. Тем не менее в 1999 году лодку нашли и огласили причину – неисправность и провал на большую глубину. Рубка поднята и размещена в качестве памятника. 69 погибших.

Отдали свою дань и китайцами – 21 января 1983 года пропала китайская ДПЛ с баллистическими ракетами, на борту которой помимо экипажа была группа учёных и инженеров. Подробности китайцы скрывают до сих пор, а то, что грешат на советскую атомарину – из разряда баек. Подлодка была не новой (советский проект 629А), постоянно использовалась для испытаний ракет и систем будущих ракетоносцев, плюс наличие гражданских – уже достаточно причин без поиска странного. Вторая подтверждённая авария – 16.04.2003 года, старенькая субмарина (реплика советской проекта 633). Экипаж выжег весь воздух, не остановив дизель при погружении, 70 погибших.

Ну и, наконец, три последних катастрофы – по одному кораблю потеряли Индия, Аргентина и Индонезия. У индусов – взрыв на борту и 18 погибших, причина детонации боезапаса не установлена; с аргентинским «Сан-Хуаном» не ясно ничего, кроме одного – корабль такого возраста пора бы списывать, а не гонять как новенький, но хроническое недофинансирование флота до добра не доводит. Официальная версия – взрыв аккумуляторной батареи после попадания воды через шнорхель; ну а индонезийцы – буквально на днях.

Что можно добавить? Катастрофы будут ещё, и не одна, океан – среда для человека враждебная, идеальных правил и механизмов ещё не создали и, думаю, не скоро создадут, а количество подводных кораблей будет только расти. Надо понимать – любой прогресс берёт свою плату, плату человеческими жизнями.

Источник

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…
Ушла надежда, ждать устала.

Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер». Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» — последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион».

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.

Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.

Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Читайте также:  Пластиковые сидушки для лодок

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8. Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец».

Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай — взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.

Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» — субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск». Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).

Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159. Причина — потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

— двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

— пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море — в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Читайте также:  Лодочный электромотор intex 420w 12v 68631

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 — 0,24 у наших и 0,5 — 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

— 9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! — ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! — могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина — обычная халатность.

Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно — ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: оружие и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.

Источник