- Подводные лодки ВМФ России
- Все АПЛ ВМФ России
- Подпишитесь на «Морского волка»!
- ТРПКСН проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — «Typhoon»)
- РПКСН проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО — «Borei», «Dolgorukiy class»)
- РПКСН проекта 667БДРМ “Дельфин” (по классификации НАТО — “Delta-IV”)
- РПКСН проекта 667БДР “Кальмар” (по классификации НАТО — “Delta—III”)
- МПЛАТРК проекта 855 “Ясень” (по классификации НАТО — “Graney”)
- МПТЛАРК проекта 971 “Щука-Б” (по классификации НАТО — “Akula”)
- МПЛАТРК проекта 945А “Кондор” (по классификации НАТО — “Sierra-II”)
- ПЛАРК проекта 949А “Антей” (по классификации НАТО — “Oscar-II”)
- Versus. «Адмирал Нахимов» и «Варяг» против «Конго» и «Атаго»
Подводные лодки ВМФ России
Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.
В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.
Ракетные крейсера стратегического назначения
Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.
Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.
До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.
В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.
В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.
Многоцелевые АПЛ
Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.
Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.
Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.
С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.
До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.
17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».
Неатомные подлодки
С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.
Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».
Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.
До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.
Специальная техника
Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».
Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.
В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.
Перспективы
На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.
До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.
Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.
Источник
Все АПЛ ВМФ России
Подпишитесь на «Морского волка»!
ВМФ Российской Федерации является одним из мощнейших в мире. В его состав входят более 300 кораблей самых различных классов и проектов, а также около 70 подводных лодок, 49 из которых являются атомными.
Сегодня «Морской волк»представляет Вам полный список всех атомных подводных лодок ВМФ России!
ТРПКСН проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — «Typhoon»)
ТК-208 “Дмитрий Донской” (1981) . Модернизирован по проекту 941УМ. Перевооружен на МБР Р-30 «Булава». В строю СФ;
ТК-17 “Архангельск” (1987). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР «Калибр-ПЛ». СФ;
ТК-20 “Северсталь” (1989). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР «Калибр-ПЛ». СФ.
РПКСН проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО — «Borei», «Dolgorukiy class»)
К-533 “Юрий Долгорукий” (2013). В строю СФ;
К-550 “Александр Невский” (2013). В строю ТОФ;
К-551 “Владимир Мономах” (2014). В строю ТОФ.
РПКСН проекта 667БДРМ “Дельфин” (по классификации НАТО — “Delta-IV”)
К-51 “Верхотурье” (1984). Перевооружен на МБР Р-29РМУ2 «Синева». В строю СФ;
К-84 “Екатеринбург” (1985). В строю СФ;
К-64 (БС-64) «Подмосковье» (1986). Переоборудован по спецпроекту 09787 в носитель сверхмалых подводных лодок. В строю СФ;
К-114 “Тула” (1987). Первооружен на МБР «Синева». В строю СФ;
К-117 “Брянск” (1988). Первооружен на МБР «Синева». В ремонте. СФ;
К-18 “Карелия” (1989). Перевооружен на МБР «Синева». В строю СФ;
К-407 “Новомосковск” (1990). Перевооружен на МБР «Синева». В строю СФ.
РПКСН проекта 667БДР “Кальмар” (по классификации НАТО — “Delta—III”)
К-433 “Святой Георгий Победоносец” (1980). В резерве, ожидает утилизации. ТОФ;
К-129 (БС-136) «Оренбург» (1981). Модернизирован по спецпроекту 09786 в носитель сверхмалых подводных лодок. В ремонте. По некоторым данным, списан. СФ;
К-44 “Рязань” (1982). В строю ТОФ.
МПЛАТРК проекта 855 “Ясень” (по классификации НАТО — “Graney”)
К-560 “Северодвинск” (2014). В опытной эксплуатации, флотом не принята; СФ.
МПТЛАРК проекта 971 “Щука-Б” (по классификации НАТО — “Akula”)
К-391 “Братск” (1989). На ремонте. ТОФ;
К-331 “Магадан” (1990). Проходит модернизацию и ремонт. Планируется передача в лизинг ВМС Индии. ТОФ;
К-317 “Пантера” (1990). В строю СФ;
К-461 “Волк” (1991). На ремонте. СФ;
К-328 “Леопард” (1992). Имеет улучшенную скрытность по сравнению с предыдущими кораблями серии и на западе классифицируется как «Improved Akula». На модернизации по проекту 971М. СФ;
К-419 “Кузбасс” (1992). В строю ТОФ;
К-154 “Тигр” (1993). По некоторым данным, на ремонте. СФ;
К-157 “Вепрь” (1995). Проект 971М (по классификации НАТО — “Akula-II”). На ремонте и модернизации. СФ;
К-295 “Самара” (1995). Проходит модернизацию по проекту 971М. ТОФ;
К-335 “Гепард” (2001). Изменана конструкция корпуса и новое оборудование (по классификации НАТО — “Akula-III”). В строю СФ.
МПЛАТРК проекта 945А “Кондор” (по классификации НАТО — “Sierra-II”)
К-534 “Нижний Новгород” (1990). В строю СФ;
Б-336 “Псков” (1993). В строю СФ.
ПЛАРК проекта 949А “Антей” (по классификации НАТО — “Oscar-II”)
К-132 “Иркутск” (1988). На ремонте. ТОФ;
К-119 “Воронеж” (1989). В строю СФ;
К-410 “Смоленск” (1990). В строю СФ;
К-442 “Челябинск” (1990). На ремонте. ТОФ;
К-456 “Тверь” (1992). В строю ТОФ;
К-226 “Орел” (1992). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» и «Оникс.» СФ;
К-186 “Омск” (1993). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами “Калибр” и “Оникс.” ТОФ.
Источник
Versus. «Адмирал Нахимов» и «Варяг» против «Конго» и «Атаго»
На данные размышления, признаюсь, натолкнул комментарий одного из читателей, в котором говорилось о том, что зря «Адмирала Лазарева» не стали восстанавливать. Было бы два крейсера, можно было бы «погибнуть с честью», а так вообще без шансов выходит.
Да, состояние Тихоокеанского флота беспокоит многих настоящих патриотов, и не беспочвенно. Действительно, с союзниками у нас не очень, а вот противник более чем сильный и достойный.
Прошедшие не так давно совместные российско-китайские учения – это совершенно не повод считать, что «в случае чего» китайские корабли встанут рядом с российскими в районе Курильской гряды. Совершенно не стоит так думать. У Китая свои интересы в регионе, и Курилы туда не входят.
По крайней мере, именно так стоит думать по поводу совместных боевых действий, пока у нас с КНР не будет заключен всеобъемлющий договор о союзничестве. Защищать за свой счет чужие интересы – это не совсем согласуется с курсом Компартии Китая.
Станут ли вообще подписывать такой договор китайцы – это вопрос отдельного обсуждения. Нас же интересует тот факт, что вряд ли Китай примет участие в разрешении территориальных споров России и Японии силовым путем, пусть и в рамках конвенций. То есть – без применения ядерного оружия.
Соответственно, столкновение двух флотов при поддержке береговых структур – это будет происходить в лучшем случае в формате «один на один». Больше у нас союзников нет, и возможно, союзник Японии в этот конфликт не полезет.
Итак, российский Тихоокеанский флот и часть японских морских сил самообороны. Если подумать, то скорее всего, 1-я и 3-я эскортные флотилии, базирующиеся в Майдзуро и Йокосуке. Опорной базой, без сомнения, будет база Оминато, где в обычное время базируется один дивизион эсминцев (3 шт.) и два дивизиона фрегатов (4-6 шт.). Но естественно, одна из старейших военно-морских баз Японии способна принять и обеспечить большее количество кораблей.
Итак, что сможет выставить Япония.
Две эскортных флотилии плюс одна флотилия подводных лодок. Это будет следующий список:
— 2 эсминца-вертолетоносца либо (в зависимости от времени) 1 легкий авианосец и 1 эсминец-вертолетоносец;
— 4 эсминца УРО;
— 12 эсминцев;
— 4 фрегата;
— 8-10 подводных лодок.
Тральщики, десантные корабли, десантные катера опускаем.
Тихоокеанский флот России
— 1 тяжелый крейсер «Адмирал Нахимов»;
— 1 ракетный крейсер «Варяг»;
— 1 эсминец «Быстрый»;
— 4 фрегата/БПК проекта 1155;
— 3-5 атомных (торпедных и ПЛАРК) и 8 дизельных подводных лодок.
Применение корветов и различных катеров на таком удалении от баз представляется проблематичным, но к этому вопросу мы вернемся в самом конце.
Итак, что мы наблюдаем? Мы наблюдаем то, что справедливо заметил наш читатель: с таким составом корабельной группировки можно, пожалуй, с достоинством погибнуть. У Японии надводных кораблей больше, и корабли новые. О подводных лодках мы поговорим отдельно.
Надводные корабли. Оперировать, конечно, проще японцам. От их базы до Курил около 600 км. Наши корабли базируются намного дальше, расстояние вдвое больше. Но варианты есть. И, собственно, не факт, что наше противостояние закончится Цусимой или Порт-Артуром. Но здесь нужно смотреть на цифры.
Для начала рассмотрим атакующие возможности группировок.
У нас вся надежда на то, что после модернизации «Адмирал Нахимов» станет реальным пугалом для противников. Конечно, у корабля есть минусы в виде отрицательной маскировки. Громадина будет заметна для всех и в целом крейсер представляет собой просто прекрасную мишень. Ни о какой незаметности речи не идет, но мишень эта весьма зубастая.
80 установок УКСК 3С14 вне зависимости от того, чем их зарядят, «Калибр», «Циркон» или «Оникс» — это 80 ракет, которые пойдут к целям.
«Варяг». К сожалению, все, что может предложить «Варяг» — это залп из 16 противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан». Ракеты старые, советской разработки, но все-таки представляют собой весьма грозное оружие. Сверхзвуковая скорость и боеголовка из 500 кг взрывчатки – это серьезно.
Эсминец «Быстрый» со своими П-270 «Москит» и три из четырех БПК проекта 1155 не представляют опасности для противника, поскольку не могут причинить надводным кораблям значительного урона.
Единственный модернизированный корабль проекта 1155, «Маршал Шапошников» имеет в своем распоряжении 16 пусковых ячеек для ракет «Калибр» или «Циркон» и 8 ячеек для ПКР «Уран».
Итого:
— 96 ракет нового поколения типа «Калибр» или «Циркон»;
— 16 ПКР П-1000 «Вулкан»;
— 8 ПКР «Уран».
Причем, «Уран» можно сбросить со счетов. Дозвуковая ракета сегодня практически неактуальна, так как перехват ее не вызывает больших проблем. Плюс рассчитана ракета Х-35 на поражение кораблей водоизмещением до 5 000 тонн.
Так что – 112 ракет.
Теперь японская сторона.
Вертолетоносцы опустим. У них есть пусковые ячейки Mark.41, но появление в них ПКР маловероятно. Эти ракеты все-таки надо наводить, а радарным постам на авианесущем корабле есть чем заняться.
Эсминцы типа «Атаго». 8 ракет «Тип 90» на каждом. Это японский аналог «Гарпуна», с японской электроникой. То же самое стоит на вооружении эсминцев типа «Конго», «Акидзуки», «Асахо» и так далее.
То есть, японская сторона будет иметь в своем распоряжении 128 противокорабельных ракет. Да, эти ракеты сложно сравнивать с российскими новыми изделиями, но и «Гарпун» — вполне приличное изделие. По крайней мере, на счету этой ракеты не один потопленный корабль.
В принципе, можно сказать, что в плане численности, стороны равны. У японцев ракет больше, но российские ракеты мощнее. 225-235 кг БЧ у «Гарпуна» и 400-450 у «Калибра» — разница есть. 500 кг у «Вулкана» — тем более.
То есть, у огромного монстра проекта 1144 есть все шансы выдержать попадание «Гарпуна» и не одного. А вот сможет ли «Атаго» с его 7 500 тоннами водоизмещения мало шансов пережить попадание «Вулкана» или «Калибра». Это будет весьма неприятно.
Теперь оценим вторую сторону, то есть, защиту. Ракеты комплексов ПВО вполне способны кроме самолетов и вертолетов перехватывать и противокорабельные ракеты. И это весьма важная составляющая каждого морского сражения в будущем, ибо морской бой не будет похож на сражения Второй Мировой войны, когда корабли обменивались артиллерийскими залпами на протяжении длительного времени.
Современный бой подобен поединку фехтовальщиков: атака, защита, контратака. Залп всех ракетных установок, попытка отразить ракеты противника – и все. Кто преуспел – тот выиграл. Шансов перезарядит ПУ не будет ни у кого. Да и не все могут это сделать вне баз.
«Адмирал Нахимов» будет иметь 12 х 8 ракет комплекса «Форт-М». 96 ракет дальнего радиуса действия. Вместо «Кортиков» будет установлен «Панцирь-СМ». 6 установок по 8 ракет и 32 в запасе. То есть, к залпу готовы 48 и 192 ракеты в запасе.
«Варяг» может выпустить за раз 64 ракеты из ПУ «Форт».
«Быстрый» может дать залп 48 ракетам ЗРК «Ураган». Это морской аналог «Бук-1М». Не самый лучший комплекс, но и плохим не назвать.
БПК проекта 1144 имеют в своем распоряжении ЗРК «Кинжал» с 64 ракетами на каждом корабле.
Итого:
— 160 ракет дальнего радиуса действия;
— 48 ракет среднего радиуса действия;
— 304 ракеты ближнего радиуса действия.
Итого 512 ракет в залпе.
Плюс 138 стволов зенитной артиллерии калибром 30-мм.
Японские эсминцы в зависимости от класса имеют от 32 до 90 пусковых ячеек. Понятно, что не все ячейки будут заряжены зенитными ракетами, для подводных лодок тоже надо что-то оставить, но даже если взять среднюю цифру в 32 ракеты, то получится 512 ракет типа SM-2. Сверхзвуковая (3М) и с дальностью полета в 160 км, это очень серьезная ракета.
И около 40 стволов зенитной артиллерии калибром 20-мм.
Теперь перейдем к подводным лодкам. Сразу стоит сказать, что атомные субмарины России уместно использовать в качестве перехватчиков в открытом море. Возле островов они не очень уютно будут себя ощущать. Все-таки мелководье — это удел более мелких ДЭПЛ.
Преимущество в противолодочных возможностях сразу стоит отдать японской стороне. Больше гидроакустических станций, больше противолодочных торпед, и больше противолодочных самолетов.
Правда, ПЛУР RUR-5 ASROC, которую используют японские ВМС, несколько уступает российской ПЛУР «Водопад». Обе системы не новы, хотя достаточно эффективны. Вопрос только в том, насколько японские корабли могут преуспеть в поиске российских подводных лодок и наоборот. Так как количественно японских кораблей больше, то и сделать это им будет проще.
Не стоит забывать еще о том, что японская группировка сильнее оснащена противолодочными вертолетами, так как в ее составе будут корабли, несущие вертолеты. Самолет, вертолет и корабль с ГАС – лучший способ, чтобы осложнить жизнь экипажу подводной лодки.
Главная проблема российской стороны – это то, что основная ударная мощь представлена одним кораблем. Сейчас его вообще нет в строю флота и сам по себе ТОФ не смотрится соединением, способным оказать серьезное сопротивление японскому флоту. Прибытие «Адмирала Нахимова» значительно усилит группировку кораблей ТОФа, с этим спорить сложно. И да, эффективность ТОФа возрастет, но…
Но это будет ОДИН корабль, который станет центром ударной группировки. Соответственно, если вывести его из строя, то возможности флота резко упадут. В этом плане, конечно, наличие второго такого корабля («Лазарева») смотрелось бы предпочтительнее.
Однако, проблема уязвимости оставалась бы по-прежнему. Большие корабли все равно будут оставаться большими мишенями и именно по ним будет вестись целенаправленный массовый пуск ракет противником.
Возможно ли одному «Адмиралу Нахимову» отбиться от массированного залпа 12 или 16 эсминцев японского флота? Выдержит ли (да, он весьма прочный) корпус крейсера попадания ракет, которые просочатся через систему ПВО?
И как можно не допустить такого?
Естественно, нужно больше боеспособных кораблей. Кроме того, раз речь идет о Курилах, на островах просто необходимо создать базу для размещения ракетных кораблей в дополнение к имеющимся противокорабельным береговым комплексам.
Кстати, «Рубежи» и «Редуты» на Курилах (Итуруп и Симушир) непременно нужно заменить на что-то новое, «Бал» или «Бастион».
Но для отражения возможной десантной операции на островах просто необходима база для малых ракетных катеров, которые смогут оказать поддержку кораблям из Владивостока либо принять на себя первый удар.
Все вышесказанное говорит о том, что в современной обстановке усиление группировки кораблей на Тихом океане просто необходимо. Не для нападений или проецирования силы на интересующие нас районы, а для сохранения паритета, который был нарушен Японией в обход собственной Конституции и всех запретов, которые были наложены на Японию союзниками.
Сегодня группировка кораблей Тихоокеанского флота практически не в состоянии оказать должного сопротивления даже части флота Японии. Равновесие в регионе нарушено, причем государством, которое не имеет права этого делать. И в интересах России сделать все, чтобы паритет был восстановлен, причем, это сделать нужно без оглядки на другие государства. Особенно не стоит ждать помощи от Китая, на который сегодня обращают взгляды многие.
Сила России не в союзниках, а в собственных возможностях. Об этом стоит помнить и тратить деньги на то, что необходимо, а не на прожекты, от которых стране не горячо, ни холодно.
«Адмирал Нахимов» и «Варяг» возможно НЕ проиграют «Атаго» и «Конго». Но победить в этом противостоянии будет очень и очень непросто.
Источник