Меню

Подводные лодки против авианосцев



Американский «ковёр-самолёт», или Подводные ракетоносцы против подводных авианосцев

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Подводные ракетоносцы — вещь привычная и знакомая. Подводные авианосцы — плод мечтаний безумных фантастов и безграмотных художников. В середине 50-х годов в США пробовали создать и ракетоносцы, и авианосцы. Однако первые стали обыденностью, а вторые так и не ушли с чертёжных досок. Почему же так произошло — расскажем в нашей статье.

Ядерное соперничество

В 50-х годах в США первую скрипку в будущей ядерной войне должны были играть ВВС. Именно их бомбардировщикам предстояло нести ядерные бомбы к военным целям и городам противника, в то время как остальные выполняли бы задачи важные, но второстепенные. Флоту такая ситуация казалась невыносимой.

Какие-то выскочки, ещё недавно ходившие под стол, смели отбирать у моряков почётное первое место среди американских вооружённых сил — а с ним и финансирование!

Флот должен был обзавестись своим стратегическим ядерным оружием! Попытка пойти в лоб и создать авианосцы, на которые влезли бы стратегические бомбардировщики, провалилась, денег требовалось слишком много. Может, в другие времена удалось бы их выбить — но сейчас доллары уходили на грандиозные затеи авиаторов. Пришлось подойти к вопросу с большей фантазией.

Решение нашлось быстро — крылатые ракеты.

В 1951 году свой первый полёт совершила крылатая ракета SSM-N-8 «Регулус». Изначально её хотели поставить на надводные корабли, но они выглядели слишком уязвимыми в новом ядерном мире. Другое дело — подводные лодки, способные скрытно доставить крылатые подарки с ядерным сюрпризом к границам СССР.

Старт стратегической крылатой ракеты SSM-N-8 «Регулус»

В 1953 году «Регулус» впервые взлетела с борта подлодки, а с 1955 года началось патрулирование у водных границ Союза с ракетами, несущими настоящие ядерные боеголовки. Казалось, флот догнал авиаторов — но всё было не так просто.

«Регулус» была отличной ракетой — великолепная для своего времени система инерциальной навигации, хорошая нагрузка… но подкачала дальность. С одной стороны, почти тысяча километров совсем не мало, но стоит взглянуть на карту СССР, и всё станет ясно. Чтобы ракета долетела до важной цели в глубине материка, подлодке придётся всплывать практически у самого берега. И там её уже будут ждать.

Проект атомного ракетоносца с ракетами «Регулус-2»

Ладно бы запуск ракеты происходил за пары минут, но нет. «Регулус» могла стартовать только через час после всплытия. Пока команда подлодки аккуратно и неторопливо доставала ракету и ставила её на стартовый стол, субмарину можно было потопить даже одним залётным советским самолётом. Притащить авианосец для прикрытия — значило гарантированно спалить всё дело. Советы ринулись бы в регион, и возможно, утопили бы не только подлодки, но и авианосец.

К счастью, решение нашлось быстро.

Нам нужны самолёты!

Крылатая ракета «Регулус» очень походила на обычные самолёты и не очень сильно уступала им по размерам. А значит, на её место вполне мог влезть небольшой истребитель. Чтобы сбить одинокий советский патрульный самолёт, большего и не требовалось. Кроме того, такая лодка-авианосец стала бы полезной и в «мирный период», когда бросать ядерки ещё не начали, или же в ходе локальных войн. Скрытно всплыть, например, у берегов Кореи, и точным ударом снести прибрежную позицию ПВО. Использовать для таких задач «Регулус» с обычной начинкой было затратно, да и с точностью у нее имелись проблемы.

Различные варианты штурмовиков от «Дуглас» для базирования на подводной лодке

В качестве подлодки-носителя выбрали USS «Грейбэк». Эту лодку, хоть и не самую новую, специально построили под крылатые ракеты. Спутать её с кем-то (кроме систершипа «Гроулер») было сложно — два 21-метровых ангара для крылатых ракет в обтекателе на носу придавали ей неповторимый и немного уродливый вид. Зато для размещения самолётов не требовалось серьёзных переделок, в отличие от более современных лодок с ангарами внутри корпуса.

Малыш от «Дуглас»

К работам по установке самолётов на «Грейбэк» привлекли две фирмы — «Дуглас» и «Боинг», — и каждая из них пошла своим путём. Первая решила сделать ставку на простоту и дешевизну, создать самолёт, способный базироваться на «Грейбэк» вообще без каких-либо переделок самой лодки. А вот проект конкурентов был куда интереснее и смелее: они решили адаптировать под подлодку полноценный палубный истребитель.

Читайте также:  С чего построить лодку

Проект самолёта для базирования на подводных лодках, «Модель 640» от «Дуглас»

Спроектированный в «Дуглас» самолётик «Модель 640» был совсем малюткой — всего девять с половиной метров длины и размах крыла в шесть метров. Вся полезная нагрузка размещалась в специальном подвесном контейнере. Если задачей была разведка — там держали топливо и фотокамеру, если ожидался воздушный бой, в контейнере помещали батарею пулемётов. Кроме того, там можно было спрятать небольшую ядерную бомбу. После выполнения задачи «Модель 640» сбрасывал контейнер и садился на воду около подводной лодки, где его подхватывали специальным краном и грузили обратно.

Для удешевления «Модель 640» от «Дуглас» спроектировали с активным использованием узлов и деталей от штурмовика А-4

Пусть ковёр-самолёт от забот унесет…

Если в «Дуглас» дешевизны добивались за счёт малых размеров и простоты, то «Боинг» сделал ставку на использование уже серийного самолёта «Грумман» F-11 «Тайгер» (Tiger). За счёт складывания всего, что можно и нельзя, его удалось впихнуть в отсек «Грейбэк», однако заставить взлететь с подлодки не вышло. Но что не может сделать один самолёт, могут два! Благо, ещё с 1951 года Бюро аэронавтики ВМФ США работало над проектом с поэтичным названием «Ковёр-самолёт», изначально разрабатывавшийся для палубных стратегических бомбардировщиков. Это был реактивный беспилотный самолёт, цепляемый под фюзеляж своего пилотируемого коллеги и обеспечивающий ему вертикальный взлёт за счёт мощных моторов.

Истребитель F-11 «Тайгер» вместе со взлётным ускорителем «Ковёр-самолёт»

Благодаря «Ковру-самолёту» F-11 «Тайгер» мог совершить вертикальный взлёт с почти полной нагрузкой. А уж в воздухе F-11 мог на равных советским истребителям противостоять, и даже реактивный бомбардировщик перехватить. Это компенсировало тот факт, что на «Грейбэк» влезал лишь один «Тайгер» — второй ангар занимал «Ковёр». Однако если «Ковёр-самолёт» после взлёта и отделения от F-11 мог самостоятельно сесть на воду, то у «Тайгера» вернуться обратно не получалось. После выполнения задания пилот катапультировался, и его подбирал экипаж лодки.

Это было расточительством даже по меркам военных.

Стартовый стол и истребитель F-11 «Тайгер» на нём

Ни один из проектов не удовлетворил военных. Как истребитель «Модель 640» был совсем плох, да и в качестве бомбардировщика тоже не блистал — играла свою роль маленькая дальность и не самая большая полезная нагрузка. Проект от «Боинг» был дорогим, сложным и технически рискованным. Кроме того, оба самолёта слишком долго готовили к взлёту. После всплытия «Модель 640» подгоняли по мелочам к взлёту минимум полчаса, а второй мог взлететь через 15 минут. Сборка F-11 «Тайгер» и «Ковра» вообще занимала 40 минут. Весь смысл идеи пропадал — самолёты успевали взлететь только вместе с ракетами.

Размещение F-11 «Тайгер» в ангаре и на стартовом столе

Большая игра

«Дуглас» без проблем смирился с закрытием программы, а вот «Боинг» не хотел сдаваться. Через год компания представила проект полноценного подводного авианосца AN-1, способного решать широкий спектр задач. Это была ядерная субмарина специальной конструкции, поскольку ни одна из имеющихся на вооружении флота США или проектируемых в тот момент подлодок не подходила для целей «Боинг». Больше не было никаких внешних ангаров на носу лодки — вся авиагруппа размещалась внутри корпуса. Серьёзно переработали и конструкцию самого пускового стола, теперь он выдвигался из ангара сразу с самолётом, что сокращало время подготовки к старту до десяти минут.

Ядерная авианесущая подводная лодка AN-1

Вместо F-11 предполагалось использовать машину собственной разработки, изначально приспособленную для взлёта вместе с «Ковром-самолётом». Её главной задачей был перехват советских сверхзвуковых бомбардировщиков над океаном и нанесение точечных ядерных ударов. Для этого самолёт мог развивать скорость до 3 Мах и имел дальность в 1200 километров. Он скорее походил на ракету с пилотом, чем на обычный самолёт, — да и садился обратно на авианосец по‑ракетному.

Сверхзвуковой самолёт для размещения на подводном авианосце AN-1

На авианосец влезало восемь таких «ракет с пилотом», при этом стартовать они могли все разом. Исследовали различные варианты размещения самолётов и пусковых столов, вплоть до шахтного размещения. Это позволил бы сэкономить место на лодке и взять с собой больше топлива и запаса вооружений, правда, процедура запуска серьёзно усложнилась бы и затянулась — до 20 минут. В «Боинге» даже приступили к разработке ещё бо́льших субмарин на 20 самолётов и подводных носителей стратегических бомбардировщиков, но военные не проявили интереса. Они изучили проект, не нашли никаких преимуществ перед обычными авианосцами и отказались финансировать даже исследовательские работы.

Читайте также:  Лодки надувные для туриста

Вариант подводного авианосца с размещением самолётов в шахтах

Объяснялось это просто — флот уже начал испытания подводных лодок с баллистическими ракетами, у которых не было проблем ни с дальностью, ни с временем пуска. Вскоре с вооружения сняли и сами подлодки с крылатыми ракетами. Им на замену пришли носители ракет баллистических.

Источник

Два мощных удара: как советская подлодка столкнулась с авианосцем США

Учение и наблюдение

В марте 1984 г. военно-морские силы США и Южной Кореи начали в Японском море очередные совместные учения Team Spirit. Ключевой составляющей американской группировки была АУГ во главе с кораблем «Китти Хок». На группу и ее авиацию возлагалось решение всех основных задач, от обеспечения ПВО до поиска подводных объектов.

Крупное международное учение не могло не привлечь внимание СССР. Командование Тихоокеанского флота приказало нескольким кораблям и подлодкам идти в район маневров для обнаружения и отслеживания действий ВМС США. Скрытное длительное наблюдение за АУГ поручалось атомной подлодке К-314 пр. 671 «Ерш» под командованием капитана 2-го ранга Александра Евсеенко.

Через несколько суток после получения приказа К-314 была в заданном районе и вела поиск кораблей вероятного противника. Авианосную группу успешно обнаружили и стали за ней следовать, ведя наблюдение и отправляя данные в штаб флота. Такая работа продолжалась в течение недели.

Позже американские ВМС опубликовали данные о ходе учений. Утверждалось, что АУГ с USS Kitty Hawk (CV-63) своевременно обнаружила советскую подлодку и тоже вела наблюдение. Кроме того, корабли и самолеты группы 15 раз имитировали атаку подводной цели.

За несколько часов до…

Подлодка ТОФ продолжала слежение за американской АУГ, не теряя ее из виду. Однако во время очередного сеанса связи К-314 отстала от своей цели. Для безопасного всплытия подлодке пришлось увеличить отставание от наблюдаемых кораблей, а те, воспользовавшись ситуацией, оторвались на 15-20 миль.

После завершения обмена данными К-314 пришлось нагонять вероятного противника. Подлодка развила высокую подводную скорость, но это привело к росту шума. Американские гидроакустики заметили лодку, и командование АУГ приняло меры. Полеты были приостановлены, радиоэлектронные средства выключились, группа ушла в территориальные воды Южной Кореи.

Чуть позже корабли ВМС США вновь проявили себя. БПК «Владивосток», занятый в операции по слежению, обнаружил АУГ в 150 милях от побережья. Вечером 21 марта подлодка К-314 смогла выйти в район нахождения авианосца и начала его поиск.

Два мощных удара

В 22:10 по местному времени подлодка начала подготовку к сеансу связи и вышла на перископную глубину. При помощи перископа командир осмотрел акваторию и обнаружил несколько надводных целей. На расстоянии 20-30 кабельтовых наблюдались бортовые огни кораблей. При этом корабли ВМС США двигались навстречу лодке.

Командир приказал начать срочное погружение во избежание столкновения. Вскоре после начала погружения на подлодке ощутили сильный удар. Через несколько секунд – второй мощный толчок. Было ясно, что подлодка не успела уйти на безопасную глубину, и ее ударил какой-то из американских кораблей. Как узнали позже, это был авианосец «Китти Хок».

К-314 срочно всплыла позади американского ордера, экипаж уже осматривал материальную часть и готовился к возможной борьбе за живучесть. На USS Kitty Hawk (CV-63) подняли пару вертолетов. Они обнаружили и осмотрели советскую подлодку. Командир авианосца капитан Дэвид Н. Роджерс позже говорил о готовности оказать помощь терпящим бедствие. Впрочем, осмотр лодки преследовал и разведывательные цели.

Последствия столкновения

К счастью, серьезные мероприятия по обеспечению живучести не понадобились. Корабль получил повреждения, но течь или возгорания отсутствовали. Общекорабельные системы работали, выдвижные устройства продолжали функционировать. При этом наблюдалось биение линии гребного вала. При дальнейшем осмотре обнаружили рваные повреждения легкого корпуса и деформацию гребного винта.

Надводный авианесущий корабль тоже получил существенные повреждения. Подлодка пропорола обшивку днища и проделала дыру размером в несколько десятков квадратных метров. Имели место повреждения цистерн для авиационного топлива, часть которого просочилась в море. К счастью для экипажа, жизненно важные элементы конструкции остались целыми, а керосин не загорелся. Позже в пробоине обнаружили фрагмент гребного винта и несколько кусков резинового покрытия подлодки.

Читайте также:  Вода бьется об лодку

Из-за повреждения винта и вала К-314 потеряла ход и нуждалась в помощи буксира. «Китти Хок» мог продолжать самостоятельное движение, но выполнение боевых задач было затруднено.

По разным данным, при столкновении существовал риск ядерного инцидента. На борту американского авианосца присутствовало несколько десятков тактических ядерных боеприпасов. На советской подлодке тоже имелось несколько ракет с аналогичной боевой частью. При столкновении все эти изделия не пострадали, и вся ситуация завершилась только механическими повреждениями.

К двум поврежденным кораблям поспешила помощь. С помощью других кораблей подлодка и авианосец отправились на базы. К-314 доставили в бухту Чажма и поставили в док для ремонта. USS Kitty Hawk (CV-63) отправили в порт Йокосука (Япония) для предварительного ремонта. Затем авианосец ушел на базу Subic Bay на Филиппинских островах. Через несколько месяцев корабли вернулись в боевой состав своих флотов после ремонта.

Организационные выводы

США и Советский Союз проводили собственные расследования и не обменивались информацией. Однако выводы, похоже, были схожими – хотя и имели разные результаты.

Американская сторона посчитала, что виновником столкновения является советская подлодка. По мнению командования США, именно экипаж К-314 проявил непрофессионализм, в результате чего лодка оказалась на пути более крупного надводного корабля, что и привело к столкновению. Впрочем, никакие претензии не высказывали и компенсацию не требовали.

Как позже вспоминали участники инцидента с советской стороны, при возвращении в базу командование флота буквально обругало их и призвало готовиться к последствиям. Командира К-314 сняли с должности и перевели на берег. Больше никаких мер не принимали.

Несчастный случай

Как следует из доступных данных, столкновение подлодки К-314 и авианосца «Китти Хок» 21 марта 1984 г. было прямым следствием неудачного стечения обстоятельств. Прямые и явные нарушения со стороны участников инцидента отсутствовали, но некоторые их действия в сочетании с внешними факторами привели к известным последствиям.

Командование Тихоокеанского флота раскритиковало командиров подлодки за то, что они не смогли вовремя обнаружить несколько крупных надводных целей – более того, на минимальной дистанции. Почему это произошло – неизвестно. Существует несколько разных версий, от халатности до специфики акватории.

Попадание подлодки вероятного противника в центр ордера и последующее ее столкновение с авианосцем является поводом для неудобных вопросов к гидроакустикам и командирам американской АУГ. По сути, потенциально опасный подводный объект пропустили на дистанцию уверенной стрельбы – и даже ближе. Нетрудно представить, к чему это могло бы привести в условиях реального конфликта.

Военно-морские судьбы

После завершения ремонта подлодка К-314 вернулась в боевой состав ТОФ. Впрочем, полноценная служба продолжалась не слишком долго. Уже в 1985 г. корабль пришлось вновь отправлять на ремонт из-за аварии главной энергоустановки. После нескольких лет службы, в 1989 г., корабль вывели из состава ВМФ и поставили на отстой.

К-314 была десятым представителем проекта 671 «Ерш», но службу закончила первой. Вскоре начался процесс списания остальных подлодок этого типа. Утилизация стартовала только в двухтысячных. Последней на разделку отправилась именно К-314 – это произошло уже в 2010-11 гг.

Авианосец USS Kitty Hawk (CV-63) вернулся на базу Сан-Диего уже в августе 1984 г. и вскоре вновь вышел на боевую службу. Корабль регулярно работал в разных районах Тихоокеанского региона, а в 1987-88 гг. совершил кругосветное плавание. После этого авианосец поставили на плановый ремонт и модернизацию, за счет которых сроки службы продлили на 20 лет.

Походы, выполнение учебных и боевых задач и т.д. продолжались до конца двухтысячных годов. В 2009 году корабль, прослуживший почти полвека, вывели из состава ВМС. Несмотря на многочисленные заявления, «Китти Хок» до сих пор не отправили на утилизацию. А общественность добивается превращения корабля в музей.

По результатам инцидента 21 марта 1984 г. командование флотов двух сверхдержав сделало выводы и приняло меры. Похоже, все это привело к требуемым результатам. По крайней мере, с тех пор авианосцы ни разу не таранили подлодки.

Источник