Обзор лодочного мотора Стрела
Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.
Общее описание
Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.
Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.
Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям
Особенности первых конструкций:
- первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
- нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
- для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
- система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
- на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
- в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.
Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:
- лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
- невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
- высокий показатель КПД винта.
Мотор “Стрела” имеет невысокую цену
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:
- самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
- двигатель генерирует много шума и вибрации;
- большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
- недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
- для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
- местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
- риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.
Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.
Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»
Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.
Лодочный мотор «Стрела-5»
Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.
Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.
Технические характеристики
До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.
Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:
- мощность – 5 л. с.;
- количество тактов – 2;
- цилиндры – 1 шт.;
- полезный объём – 175 см 3 ;
- количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
- размер цилиндра – 62 мм;
- расстояние движения поршня – 58 мм;
- уровень сжатия – 5±0,2;
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»
- метод управления – выносной румпель;
- способ зажигания – вручную;
- смазка – проходит процедуру смешивания;
- объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
- расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
- тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
- используемая свеча – А-11-У;
- тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
- масса – 24 кг.
Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.
Отзывы владельцев
Александр:
«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».
Олег:
«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».
Денис:
«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».
Источник
Лодочный мотор Стрела
#126 Якорь
- Из: Ульяновск
Сообщение отредактировал Якорь: 15 января 2012 — 15:01
#127 oleg555
Рулевой 1-го класса
- Из: Нижний Новгород
- Судно: Казанка 5М2, Амур
Поздравляю!
Немного информации. http://mlodka.ru/strela-5.html
#128 Якорь
- Из: Ульяновск
#129 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
Сегодня стал счастливым обладателем данной швейной машинки 1953 г.в. Правда, сам не знаю, с какой целью. В общем, попытаюсь восстановить до рабоче-исправного состояния, если получится — оставлю в качестве запасного на свою лодку; тяга, говорят, хороша у мотора. Если у кого есть какие данные по этому мотору, а еще лучше опыт использования или советы и рекомендации — буду очень рад услышать. Фото пока нет, но сделаю обязательно.
Сообщение отредактировал летучий: 15 января 2012 — 15:39
#130 oleg555
Рулевой 1-го класса
- Из: Нижний Новгород
- Судно: Казанка 5М2, Амур
Хоть бы фото выложил?
передаточное отношение редуктора 0,6 диам винта 205мм шаг 125мм. Карбюратор К-33 рабочий объём 175 см3 часовой расход 2,1л. тяга на швартовах 50кгс
#131 Олег Новицкий
- Из: Новосибирск
Сегодня стал счастливым обладателем данной швейной машинки 1953 г.в. Правда, сам не знаю, с какой целью. В общем, попытаюсь восстановить до рабоче-исправного состояния, если получится — оставлю в качестве запасного на свою лодку; тяга, говорят, хороша у мотора. Если у кого есть какие данные по этому мотору, а еще лучше опыт использования или советы и рекомендации — буду очень рад услышать. Фото пока нет, но сделаю обязательно.
#132 kuevela
- Из: sortavala
- Судно: kater
- Название: amur
Спасибо!
В поисковиках уже все облазил по «Стрела» и «ЗиФ-5», вся инфа — как под копирку
#133 oleg555
Рулевой 1-го класса
- Из: Нижний Новгород
- Судно: Казанка 5М2, Амур
Да, зря новую тему создал.
Просьба модераторам как-то мою тему к данной присоединить.
Насчет полной разборки/сборки с заменой сальников, подшипников и прокладок — это однозначно!
Сообщение отредактировал oleg555: 15 января 2012 — 17:33
#134 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
Фотки будут. А расход, кстати, 2.1 кг/ч а не л/ч.
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал летучий: 15 января 2012 — 19:35
#135 bemol
Рулевой 1-го класса
- Из: ABC
2. В передаче редуктора: ведущая шестерня 12 зубьев, ведомая 20. в сумме 32 зуба. Это второй серьёзный ляп конструкторов. В передачах рекомендованное число зубьев должно быть не меньше 40(в сумме). Нужно было брать меньший модуль. Отсюда «хрустящая» работа редуктора, быстрый износ подшипников, вероятность их «рассыпания» со всеми вытекающими.
Ой — бай!! как же это они так?
Я не совсем согласен с рекомендованной суммой зубов, я бы и меньше взял, но вот числа 12 и 20 мне сильно не нравятся. У них при повреждении зуба через каждые 5 оборотов на входе больной зуб будет бить по одному и тому же здоровому, и быстро ушатает.. 13 и 20, а еще лучше 21 смотрелись бы более грамотно с точки зрения разработчика..
#136 kuevela
- Из: sortavala
- Судно: kater
- Название: amur
Просьба модераторам как-то мою тему к данной присоединить.
Насчет полной разборки/сборки с заменой сальников, подшипников и прокладок — это однозначно!
#137 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
Я не совсем согласен с рекомендованной суммой зубов, я бы и меньше взял, но вот числа 12 и 20 мне сильно не нравятся. У них при повреждении зуба через каждые 5 оборотов на входе больной зуб будет бить по одному и тому же здоровому, и быстро ушатает.. 13 и 20, а еще лучше 21 смотрелись бы более грамотно с точки зрения разработчика..
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал летучий: 16 января 2012 — 04:21
#138 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
Насчет полной разборки/сборки с заменой сальников, подшипников и прокладок — это однозначно!
Сообщение отредактировал летучий: 16 января 2012 — 04:35
#139 Лебедев Вениамин
Рулевой 3-го класса
- Из: краснокамск
- Судно: Катамараны baceg
#140 oleg555
Рулевой 1-го класса
- Из: Нижний Новгород
- Судно: Казанка 5М2, Амур
#141 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
О, сколько написали, пока меня не было, спасибо, кто откликнулся, tо: Летучий — особенные благодарности!
Мотор все равно разберу, зимой время есть, может и с фотоотчетом, хотя вряд ли в наше время он будет актуален, как думаете, коллеги?
Двигатель лучше не трогай: убедись что компрессия присутствует, осмотри поверхность поршня и колец через выхлопное окно, проверь люфты..начнёшь разбирать — это как со старой канализацией: начнёт всё подряд рассыпаться. Например шпильки вылезут при затяжке. Где Ты возьмёшь прокладку головки блока? Можно конечно изготовить. но зачем Тебе этот геммор?
Сними маховик, осмотри посадочное место и конус, сними и помой в бензине зажгание, с редуктором всё сделай как надо(не забудь что у него гайка ЛЕВАЯ)..и на этом успокойся. Двигатель после расборки и сборки работает хуже, в ряде случаев требует даже обкатки.
Всем привет. кто подскажет из чего лудше изготовить толкатель идущий от эксцентрика к кулачку. У меня стоит времянка из стали. Родной в глаза невидел. Но моторчик бегает. Недавно предложили ещё один полностью рабочий. Наверно возьму.
#142 kuevela
- Из: sortavala
- Судно: kater
- Название: amur
О, сколько написали, пока меня не было, спасибо, кто откликнулся, tо: Летучий — особенные благодарности!
Мотор все равно разберу, зимой время есть, может и с фотоотчетом, хотя вряд ли в наше время он будет актуален, как думаете, коллеги?
#143 oleg555
Рулевой 1-го класса
- Из: Нижний Новгород
- Судно: Казанка 5М2, Амур
Прикрепленные изображения
#144 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал летучий: 17 января 2012 — 06:55
#145 kuevela
- Из: sortavala
- Судно: kater
- Название: amur
#146 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
#147 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
Редуктор,судя по мазюке,заправлялся гипоидкой,так что достаточно проверить на свободное вращение-если не подклинивает то и нечего разбирать.
Сообщение отредактировал летучий: 17 января 2012 — 09:25
#148 oleg555
Рулевой 1-го класса
- Из: Нижний Новгород
- Судно: Казанка 5М2, Амур
Сообщение отредактировал oleg555: 17 января 2012 — 10:17
#149 kuevela
- Из: sortavala
- Судно: kater
- Название: amur
Времени нет пока заняться, работы навалило, как назло!
Игла, да, обломана. буду искать от газона, спасибо. Насчет косяка в редукторе, думаю сделать все проще, пока соображаю.
Измерил вчера компрессию — 5.5 кг, поршень (если через выхлоп смотреть) не задран, даже искра есть.
По словам продавца мотор 30 лет лежал на чердаке до недавнего времени.
Прикрепленные изображения
#150 летучий
- Из: Н.Новгород
- Судно: Костромич 1606
- Название: Беззаветный
Компрессию на РАБОТАВШЕМ надо проверять,а этот залежался..В редукторе надо шестерни осмотреть
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
Источник