Меню

Капитан 1 ранга дмитрий маслов командир гвардейской подводной лодки гепард северного флота



Капитан 1 ранга Дмитрий Маслов: «Подводные высоты в одиночку не берутся»

В прошлом году пять человек в нашей стране стали Героями России, получив Золотые Звёзды. Один из них — командир атомной подводной лодки Северного флота капитан 1 ранга Дмитрий Маслов.

Не пригодился ни для эстонской, ни для российской армий

Будучи русским по происхождению (папа — с Белгородчины, мама из Ленинграда), Димка получился классическим «горячим эстонским парнем». По-другому просто не могло быть. В Таллине, где он родился и вырос, было не принято не то что сквернословить и хулиганить, даже громко разговаривать. И тем более — куда-то спешить. Поэтому не торопясь, он закончил восьмилетку (хоть и был троечником, но зато твёрдым), получил в ПТУ мудрёную специальность наладчика станков-манипуляторов с числовым программным управлением (токарь, умеющий программировать) и пошёл работать на один из местных заводов.

В 1991-м, когда Союз распался, Димка, как и большинство русских, проживавших в Эстонии и имевших российское гражданство, стал никем. Даже на срочную службу в армию его не призвали. Ни в эстонскую, как гражданина другой страны, ни в российскую, как зарегистрированного за границей. Так, возможно, он и жил бы до сих пор в статусе непонятно кого, если бы старший приятель не посоветовал поступить в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники в Санкт-Петербурге. В итоге, хоть и с большим трудом (троечные школьные знания напомнили о себе), в 19 лет Дмитрий Маслов стал первокурсником. А спустя пять лет — в 1998 году — впервые спустился в прочный корпус атомной подводной лодки в офицерском звании.

К «акулам» по собственному желанию

Распределившись в дивизию «стратегов» (ракетные подводные крейсера стратегического назначения) на Северный флот, амбициозный лейтенант впервые показал свой характер. И обратился с рапортом о переводе его в дивизию многоцелевых, более современных атомоходов, которую подводники меж собой называли «звериной». Не за суровый нрав. За название кораблей: «Тигр», «Вепрь», «Пантера», «Леопард», «Барс»… Первой лодкой начинающего инженера гидроакустической группы стал «Волк», первым командиром — Анатолий Минаков (ныне контр-адмирал запаса). Именно о нём Герой России капитан 1 ранга Дмитрий Маслов до сих пор отзывается с благодарностью за хорошую школу, которая помогла ему в дальнейшем.

Воинских званий досрочно Дмитрий не получал, по должностям не прыгал, каждую осваивал в полном объёме. По крупицам набирал багаж знаний и умений, без которого в море, и особенно в автономке, подводнику делать нечего. После окончания Военно-морской академии в Санкт-Петербурге в 2008 году капитан 2 ранга Маслов вернулся в родную дивизию на должность старшего помощника командира АПЛ «Гепард».

Справка

К-335 «Гепард» — российская многоцелевая большая атомная подводная лодка проекта 971У «Щука-Б» 3-го поколения. В странах НАТО лодки этого проекта получили кодовое имя «Акула». Предельная глубина погружения — 600 м, автономность плавания — 100 суток, экипаж — 73 человека. Имеет торпедно-минное вооружение и ракетный комплекс «Калибр».

Только вышестоящее командование знает, кто из подводников что и за что в море заслужил

Сегодня подавляющему большинству простых людей непонятно, за что в мирное время подводников награждают Золотыми Звёздами. В годы войны — другое дело. Дерзко прорвались через строй кораблей охранения, потопили несколько фашистских транспортов, ушли от погони и т.д. — звание Героя командиру и награды экипажу обеспечены. С советско-российскими временами, когда подводный флот активно модернизировался и развивался, тоже более-менее ясно. Скрытно обогнули земной шар в подводном положении; всплыли на Северном полюсе, пройдя много суток под паковыми льдами, произвели ракетный залп из-под толщи воды или испытали какое-то другое новое оружие — бесспорно подвиг. Но сейчас, когда, казалось бы, все цели достигнуты — за что?

Сами подводники никогда много на этот счёт не распространяются. Вышли из базы, погрузились в районе Кольского полуострова, через 2-3 месяца здесь же всплыли. И всё. Единственное, что командир может добавить после возвращения: «Боевая служба прошла в штатном режиме, после пополнения запасов, экипаж готов к дальнейшему выполнению специальных задач». При этом «малозначительные» детали опускаются, потому как вышестоящему командованию о каждом шаге лодки в море и так всё известно.

Для простых людей многое же остаётся загадкой. Как, к примеру, кораблю, оставаясь незамеченным, удаётся преодолеть мощнейшие по своей чувствительности противолодочные рубежи в районе Норвегии и Исландии? Или, пройдя вдоль границ территориальных вод Великобритании и сделав отвлекающий манёвр в направлении Средиземного моря, взять курс в сторону американского континента. И опять же — никто об этом даже не догадывается.

Затем скрытно, почти на максимальных глубинах погружения, с такой скоростью хода, чтобы шум от работы движителей лодки не превышал естественные шумы океана, вдруг всплыть в Саргассовом море. Вдруг, потому что хвалёные американские патрульные противолодочные Боинги P-8 «Посейдоны», постоянно барражирующие в районе восточного побережья своей страны, где сосредоточено основное количество военно-морских баз США, обнаруживают российский подводный атомоход не с помощью бортовых радиогидроакустических буёв, а только визуально по выдвижным устройствам. Согласитесь, тут есть, отчего «постоять на ушах» командованию Пентагона.

Читайте также:  Петли для лодок пвх

Не совсем комфортно, правда, при этом ощущает себя экипаж внутри лодки, потому что по корпусу в режиме нон-стоп «тарабанят» сигналы гидролокатора какого-нибудь эсминца или фрегата ВМС США, плюс — кружат самолёты, обставляя предполагаемый участок обнаружения буями. Но российские подводники не паникуют. И ведут себя максимально корректно, никому не угрожая и не нарушая ни одной нормы международного морского публичного права. Единственное, что позволяют: уходят по-английски. Не попрощавшись и оставляя американских военных, и тех, кто в воздухе и на воде, в полном неведении — куда.

Справедливости ради следует отметить, что далеко не каждому офицеру-подводнику за время своей службы выпадают задачи подобной сложности и ответственности. Чаще во время автономного плавания приходится выполнять манёвры попроще, но иногда — и потруднее. В жизни офицера Маслова было пять автономок различной сложности. По итогам одной из них он был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». В 2020-м после 88-суточного подводного перехода, когда уже командовал «Гепардом», Дмитрий Николаевич стал Героем России. Тринадцать человек из его экипажа получили государственные награды. И только вышестоящему командованию в каждом конкретном случае дано право оценивать — кто из подводников и что в море наработал.

Справка

Общая наплаванность капитана 1 ранга Дмитрия Маслова по состоянию на начало марта 2021 года составила свыше 38 тысяч морских миль. Из них в надводном положении — 12.744, в подводном — 25.403 мили.

В море, как и прежде — дома, на берегу — в гостях

— Дмитрий Николаевич, в 45-летнем возрасте вы стали мастером спорта по зимнему офицерскому многоборью. Как такое возможно, ведь служба на подводной лодке, насколько я понимаю, не очень располагает к занятиям спортом.

— И поэтому для многих, извините что перебиваю, образ подводника ассоциируется с толстым и ленивым дяденькой. На самом деле это не так, хотя лодка, как вы правильно заметили, не очень располагает к активным движениям. В ней особо не разбежишься, но возможность потягать железо (гири, гантели) и в совершенстве овладеть техникой отжиманий в упоре лёжа есть у каждого члена экипажа. Когда мы возвращаемся в базу, заниматься можно и лыжным бегом, и стрельбой, и чем угодно — главное, чтобы было желание. У меня такое желание возникло ещё во время учёбы в академии и после уже не пропадало. Всегда, когда появлялась возможность, я уделял время тренировкам, и в 2018-м на чемпионате ВМФ выполнил мастерский норматив (зимнее офицерское многоборье включает в себя три дисциплины: стрельба из пистолета Макарова, плавание 300 м и лыжная гонка на 10 км. — Авт.).

— Вы, что называется, с лейтенантских пелёнок, служите в одном соединении. Уже почти 23 года. Есть ли какая-то принципиальная разница в сравнении с теми временами: по вооружению, отношению к службе моряков, материально-финансовому обеспечению, состоянию боевой готовности?

— В конце октября нынешнего года исполнится 36 лет дивизии, и поскольку большая часть этого времени прошла через меня, я знаю все наши сильные и слабые стороны. И можете не сомневаться: каждый экипаж «звериной» лодки готов к выполнению задач по предназначению. Так было всегда, даже при чрезвычайных ситуациях, и так будет.

Что касается изменений, в первую очередь хотелось бы отметить настрой моряков на службу. В мои лейтенантские годы месячного жалованья едва хватало, чтобы купить утюг в магазине. Сегодняшний лейтенант со своей зарплаты может позволить себе приобрести подержанную иномарку, и по количеству автомобилей на душу населения наш гарнизон даст фору любому мегаполису России. А это значит, что в конце 90-х — начале 2000-х, когда офицеры подплава были готовы бежать вприпрыжку на гражданку, где в любом супермаркете зарплата охранника была выше, сегодня ситуация кардинально изменилась. У офицеров есть смысл не только служить, но и служить хорошо, чтобы расти в должности.

Заметно преобразился и гарнизон, где живут семьи подводников. Помимо того, что каждый вновь прибывший семейный офицер и контрактник обеспечиваются жильём, о чём мы в своё время могли только мечтать, в городке появился закрытый спортзал, чего вообще никогда не было.

Это достаточно важный момент, если учесть, что экипажи всех лодок сегодня стопроцентно укомплектованы контрактниками. Когда я пришёл служить, в составе каждого экипажа ещё несколько лет были матросы-срочники. Они, возможно, были бы и сейчас, но одного года недостаточно, чтобы овладеть военной специальностью и успеть показать в море, на что ты способен.

Читайте также:  Как сделать були для алюминиевой лодки

Что касается вооружения и новых проектов лодок — два десятка лет не тот временной промежуток, когда можно говорить о принципиальных изменениях. Что изменилось точно — это критерии оценок действий экипажа в море. Дабы не очень вдаваться в подробности, поясню на примерах. То, за что в начале нулевых безоговорочно ставилось пять баллов, сегодня тянет лишь на твёрдую четвёрку. То, что раньше казалось труднопреодолимым, сегодня включается в повседневные планы боевой подготовки. И так далее. И этот эволюционный процесс продолжается.

— Дмитрий Николаевич, сегодня вы — начальник штаба своей «звериной» дивизии. Не скучаете по морским глубинам после назначения на эту должность?

— У вас, по-видимому, не совсем правильное представление о штабной службе в плавающем соединении подводников, к каковым относится наше. Командный состав дивизии, включая командира и его заместителей, в обязательном порядке участвует во всех выходах в море. Не все сразу, разумеется, но старший на борту, помимо командира, есть всегда. Мы — основные учителя для командиров лодок и выходим не только в автономки, но и на отработку задач по планам БП, в том числе с применением оружия. Помимо учёбы, одновременно оцениваются и действия экипажа. Одно дело — доклад о выполненных мероприятиях, и совершенно другое, когда ты лично присутствуешь при этом. Так было и в мои лейтенантские годы.

Только не подумайте, что командиру лодки нет доверия. Даже если у него хороший опыт плавания, отправлять корабль в автономку без старшего на борту нецелесообразно из соображений безопасности. Когда над тобой несколько сот метров толщи воды, а под килем несколько тысяч, цена правильности принятого решения очень высока. И две головы в таком случае всегда лучше, чем одна. К тому же у командира есть больше возможностей для отдыха, потому что старший на борту всегда пополам с ним несёт командирскую вахту.

— Можно сказать, что сегодня для вас не осталось подводных высот, кроме адмиральских звёзд на погонах, которые вы ещё не взяли? Поделитесь планами на будущее.

— Не поделюсь. Но не потому, что не хочу. Подводники — народ суеверный и очень не любят загадывать, что будет завтра. Это, во-первых. Во-вторых, ни одна высота в подплаве не берётся в одиночку, только — в составе экипажа, соединения, флотилии и т.д. Поэтому очень многое в моих планах на будущее зависит от того, какие специальные задачи перед нами будут поставлены и с каким качеством мы их выполним.

Источник

Капитан 1 ранга дмитрий маслов командир гвардейской подводной лодки гепард северного флота

Маслов Дмитрий Николаевич – командир гвардейской крейсерской атомной подводной лодки К-335 «Гепард» 24-й дивизии подводных лодок 12-й эскадры подводных лодок Северного флота, капитан 1-го ранга.

Родился в 1975 году в городе Таллин Эстонской ССР (ныне – Эстония). Окончил восьмилетнюю школу, затем профессионально-техническое училище, получил специальность наладчика станков-манипуляторов с числовым программным управлением. До 1993 года работал на одном из таллинских заводов, пока не решил поступать в российское военно-морское училище.

В Военно-Морском Флоте с 1993 года. В 1998 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова (ныне – Военный институт (военно-морской политехнический) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова») в Санкт-Петербурге.

После окончания училища был направлен для прохождения дальнейшей военной службы в дивизию ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, вскоре обратился с рапортом о переводе его в 24-ю дивизию подводных лодок 3-й флотилии подводных лодок (с 2002 года – 12-я эскадра подводных лодок) Северного флота, чтобы служить на более современных многоцелевых атомоходах. После состоявшегося перевода проходил службу инженером гидроакустической группы атомной подводной лодки К-461 «Волк» в экипаже А. Н. Минакова, где приобрёл большой опыт подводного плавания.

В 2008 году, после окончания Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова, получил назначение старшим помощником командира на гвардейскую крейсерскую атомную подводную лодку К-335 «Гепард» проекта 971. Около 2016 года, когда за его плечами в должности старпома было уже четыре автономных плавания, принял командование лодкой.

Участник семи дальних походов и боевых служб. Особо отличился в 2020 году во время одного из дальних походов. Это был один из самых продолжительных походов дивизии в дальнюю арктическую зону – 88 суток и без единого всплытия. АПЛ К-335 «Гепард», на которой капитан 1-го ранга Д. Н. Маслов был старшим на борту, в ходе подлёдного плавания выполнила поставленные перед ней задачи с оценкой «отлично».

Читайте также:  Как улучшить остойчивость алюминиевой лодки малютка 2

Указом Президента Российской Федерации («закрытым») в декабре 2020 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных задач, связанных с риском для жизни, во время одного из дальних походов капитану 1-го ранга Маслову Дмитрию Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Наградами были отмечены также 13 моряков из его экипажа, отличившихся при выполнении сложного и рискованного задания.

С 2020 года – начальник штаба 24-й дивизии подводных лодок 12-й эскадры подводных лодок Северного флота. Общая наплаванность капитана 1-го ранга Д. Н. Маслова по состоянию на начало марта 2021 года составила свыше 38 тысяч морских миль. Из них в надводном положении — 12 744, в подводном – 25 403 мили.

Капитан 1-го ранга. Награждён медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Многократный победитель, призёр и участник различных спортивных соревнований. В 2020 году выполнил норматив мастера спорта по зимнему офицерскому троеборью (стрельба из пистолета Макарова, плавание 300 м и лыжная гонка на 10 км).

© Биографию подготовил Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источник

Капитан 1 ранга дмитрий маслов командир гвардейской подводной лодки гепард северного флота

Тогда, в декабре 2020-го, опираясь на первое сообщение Минобороны, смогли лишь уточнить, что высокое признание нашло командира-подводника в должности начальника штаба 24-й дивизии Подводных сил Северного флота. А к званию Героя Дмитрия Маслова представляли как командира многоцелевой АПЛ «Гепард» из состава этой самой дивизии. Детали представления не разглашались, а формулировка из наградного указа обтекаемая: «за выполнение специальных задач, связанных с риском для жизни во время одного из дальних походов».

Еще мы рассказали о том, что капитан I ранга Маслов стал четвертым Героем России среди командиров атомных подводных лодок в 24-й дивизии. До него этого звания были удостоены командир АПЛ «Волк» Алексей Буриличев (1996 год), командир АПЛ «Пантера» Сергей Справцев (1999), командир 608-го экипажа Алексей Дмитров (2012). Вместе с Дмитрием Масловым высокими наградами отмечены 13 моряков-подводников из его экипажа, отличившихся при выполнении сложного и рискованного задания. Детали таких походов до поры до времени не раскрывают, но их результатами с полным правом гордятся.

Вот и нынешний командир 24-й дивизии Подводных сил Северного флота контр-адмирал Сергей Старшинов в недавней программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда» не без гордости рассказал, что сейчас экипажи АПЛ в его соединении проводят в море в среднем за год около 150 суток, из них 120-130 — непосредственно под водой. А экипаж Маслова на «Гепарде» всего за один поход «намотал» почти девяносто.

— Это был очень продолжительный поход, один из самых продолжительных походов нашей дивизии, — подтвердил уже сам Дмитрий Маслов, когда оказался перед микрофоном и телекамерой. — Поход был в дальнюю морскую зону, с задачами…

— Дальняя морская зона не в районе Северной Америки? — перебил подводника тележурналист. И диалог на этом прервался.

Капитан I ранга Маслов в своей нынешней должности начальника штаба 24-й дивизии лишь молчаливо улыбался в ответ на понятное желание коллег-журналистов «Звезды» прояснить, чем выделялся этот поход, где пролегал и какие цели преследовал. А высказался командир-подводник как прирожденный дипломат:

— Подлодка «Гепард» выполнила задачи подледного плавания с оценкой «отлично». Очень хорошо зарекомендовала себя в арктической зоне — как будто специально для этого и была создана. Плавание подо льдом, накладывает свои ограничения. В частности, отсутствует возможность всплытия в любой момент…

— Вы же можете пробить лед!

— Пробивать можно лед толщиной только до одного метра, — дал справку командир. — В дальнейшем (в условиях более тяжелых льдов — Авт.) можно повредить конструкции легкого корпуса. Поэтому желательно все-таки находить полынью…

Это минус. А какие же плюсы у самых коротких — арктических — маршрутов в другое полушарие? Подо льдом — как в метро: выйти-всплыть, где захочешь, нельзя, зато быстрее, чем кружным нахоженым путем через Атлантику. Но главное — разведка с воздуха вас не засечет.

— Средств обнаружения подо льдом не существует, — подтвердил Дмитрий Маслов. — Ни спутниковых систем, ни гидроакустических. Если подводную лодку потерять подо льдом, то найти ее можно лишь в тот момент, когда она выйдет из-подо льда…

«Диалог на понимание» перед той же камерой продолжил командир дивизии.

Источник