Как правильно установить лодочный мотор на катамаран

Как правильно вешать мотор?

Как правильно вешать мотор?

Всё дело в том, что во всех инструкциях к подвесным лодочным моторам (ПЛМ) рассматривается монтаж не на катамараны, а на классические килевые лодки.

В инструкциях к моторам можно видеть такую картину:

Противокавитационная пластина находится на уровне дна лодки. На классических лодках нос взрезает волну, и вода у транца уже предельно насыщена пузырьками воздуха, что существенно снижает эффективность винта. Для этого приходится опускать мотор в воду, так, чтобы противокавитационная пластина была покрыта 2-3 сантиметрами воды. Это сильно повышает сопротивление, но выбора нет — если поднять мотор выше, он будет, что называется, «грести воздух».

В катамаранах же картина совершенно другая.

Дно лодки поднято на скегах, воды не касается. Нос не режет воду, вода у транца не насыщена воздухом. Когда катамаран выходит на глиссирование, он касается воды самым краешком скегов. Противокавитационная пластина вообще теряет свой смысл, и её можно смело поднимать выше уровня воды, чтобы она глушила брызги.

Посмотрите на фото:

Видно, как высоко поднят ПЛМ.
Если замерить длину ноги мотора от крепления до кавитационной пластины, как раз и получается

Так что иногда приходится напротив надставлять транец и приподнимать ПЛМ. Но уж точно не пилить и опускать.

Источник

Высота установки мотора на катамаран

Бабаец
с позволения модераторов вставлю ссылку.
камуфляжный на фото это именно мой заказ.
длина 3.6 ширина 0,99 диаметр баллонов 36 см
http://romantik.net.ua/view_goods/3258
высота под полной нагрузкой от поверхности воды до дна лодки 7-9 см.
при 1 человеке около 10 см.

Катабайд имеет небольшой транец, позволяющий установить подвесной ЭЛЕКТРОМОТОР.

В случае превышения заданной нагрузки (на 100-110 кг.) катабайд ляжет на воду дном, резко увеличит грузоподъёмность, но потеряет преимущества в ходовых качествах перед обычными байдарками.

Извините конечно,но кроме кресла на фото в камуфлированной лодке,мне не понравилось ничего.
И к катамарану это не имеет ни малейшего отношения 😛

falcone
И к катамарану это не имеет ни малейшего отношения

falcone
Одноместка однако не смотря на вполне приличную длину 1 чел.+багаж

falcone
И потеряет напрочь со своим недо-пайольным дном.

Любое плавсредство да как и почти все вещи в жизни это «Дитя компромиссов».
Ну да ладно что то отвлекся.
Еще раз попрошу мнения уважаемых пользователей по поводу глубины погружения антикавитационной плиты относительно уровня спокойной воды.
Заранее благодарен за ответы.

Бабаец
катамаран это определенная форма плавсредства. от размеров не зависит.

На фото моя экспедиционная лодка. Вес 11 кг.,уверенная грузоподъёмность 350 кг., дл. 360 см.


По Вашей логике это тоже не лодка,а тримаран ?

Вот фото точно такой-же и тоже моей лодки под мотором Тоха 3.5

Лодка Медейна фирмы Дракар. На форуме у участников есть лодки Ушкуй и Лукна. Они проверенны временем, мореходны,обладают нормальной грузоподъёмность и изготовлены из высококачественных современных материалов ПВХ+ПУ . именно полиуретановое покрытие защищает их от истирания на камнях.

falcone
Вы так настойчиво отстаиваете свой выбор вместо того ,что-бы наоборот взглянуть на него скептически
Лучше снять розовые очки — потом не появится горечи разочарования.

Бабаец
вы лучше скажите на какую глубину у вас мотор посажен.
заранее благодарен за ответ.

Пример.
Мотор 3.5 ,загруз лодки 370 кг, масса лодки и мотора 14+11 кг ,течение реки 5 км.ч ,движение в 0.5-0.75 газа ,скорость по течению 7-8-9 км.час ,скорость против течения 6-7-8 км.час

Бабаец
Позволю с Вами не согласиться. по форме и идее- чистый катамаран

Успокойтесь вы уже с этим «катамараном» — у всех (У ВСЕХ!)надувных лодок конструкция основана на точно таком же принципе несущих баллонов-бортов, но никому (НИКОМУ!) и в голову не приходит называть их «катамаранами». Просто лодка. И на дно она сядет полюбас — только если в ней не ребенок будет сидеть (цитата от производителя: Штатная грузоподъёмность рассчитана на обеспечение 5-ти см. просвета между дном и поверхностью воды. В случае превышения заданной нагрузки (на 100-110 кг.) катабайд ляжет на воду дном, резко увеличит грузоподъёмность, но потеряет преимущества в ходовых качествах перед обычными байдарками.» — Как вы собираетесь обеспечить НЕперевышение нагрузки, если в это корыто сядет взрослый человек, минимальный шмурдяк и двигатель? Я не представляю себе это. Самый легкий и самый слабый бензомотор — это 10 кг + 5 кг топлива (итого 15), электромотор с батареей — это около 25-30 кг.
Эта лодка будет плавать в режиме «катамарана» только если в неё сядет ребенок. Во всех остальных случаях она ляжет на днище и будет обычной надувашкой.

Бабаец
На какой высоте устанавливать мотор на катамаране?
с лодками все более менее понятно

Ваш «катамаран» ничем ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ в этом смысле от лодки не отличается. Ставьте, как на лодку и не морочьте себе и людям голову. Заглубляйте плиту на пол-ладони и все.

RTDS
Успокойтесь вы уже с этим «катамараном» — у всех (У ВСЕХ!)надувных лодок конструкция основана на точно таком же принципе несущих баллонов-бортов, но никому (НИКОМУ!) и в голову не приходит называть их «катамаранами». Просто лодка. И на дно она сядет полюбас — только если в ней не ребенок будет сидеть (цитата от производителя: Штатная грузоподъёмность рассчитана на обеспечение 5-ти см. просвета между дном и поверхностью воды. В случае превышения заданной нагрузки (на 100-110 кг.) катабайд ляжет на воду дном, резко увеличит грузоподъёмность, но потеряет преимущества в ходовых качествах перед обычными байдарками.» — Как вы собираетесь обеспечить НЕперевышение нагрузки, если в это корыто сядет взрослый человек, минимальный шмурдяк и двигатель? Я не представляю себе это.

Источник

Читайте также:  Скорость надувных лодок с мотором

Как правильно установить лодочный мотор на катамаран

Извините конечно,но кроме кресла на фото в камуфлированной лодке,мне не понравилось ничего.
И к катамарану это не имеет ни малейшего отношения

Любое плавсредство да как и почти все вещи в жизни это «Дитя компромиссов».
Ну да ладно что то отвлекся.
Еще раз попрошу мнения уважаемых пользователей по поводу глубины погружения антикавитационной плиты относительно уровня спокойной воды.
Заранее благодарен за ответы.

На фото моя экспедиционная лодка. Вес 11 кг.,уверенная грузоподъёмность 350 кг., дл. 360 см.

По Вашей логике это тоже не лодка,а тримаран ?

Вот фото точно такой-же и тоже моей лодки под мотором Тоха 3.5

Лодка Медейна фирмы Дракар. На форуме у участников есть лодки Ушкуй и Лукна. Они проверенны временем, мореходны,обладают нормальной грузоподъёмность и изготовлены из высококачественных современных материалов ПВХ+ПУ . именно полиуретановое покрытие защищает их от истирания на камнях.

Пример.
Мотор 3.5 ,загруз лодки 370 кг, масса лодки и мотора 14+11 кг ,течение реки 5 км.ч ,движение в 0.5-0.75 газа ,скорость по течению 7-8-9 км.час ,скорость против течения 6-7-8 км.час

Успокойтесь вы уже с этим «катамараном» — у всех (У ВСЕХ!)надувных лодок конструкция основана на точно таком же принципе несущих баллонов-бортов, но никому (НИКОМУ!) и в голову не приходит называть их «катамаранами». Просто лодка. И на дно она сядет полюбас — только если в ней не ребенок будет сидеть (цитата от производителя: Штатная грузоподъёмность рассчитана на обеспечение 5-ти см. просвета между дном и поверхностью воды. В случае превышения заданной нагрузки (на 100-110 кг.) катабайд ляжет на воду дном, резко увеличит грузоподъёмность, но потеряет преимущества в ходовых качествах перед обычными байдарками.» — Как вы собираетесь обеспечить НЕперевышение нагрузки, если в это корыто сядет взрослый человек, минимальный шмурдяк и двигатель? Я не представляю себе это. Самый легкий и самый слабый бензомотор — это 10 кг + 5 кг топлива (итого 15), электромотор с батареей — это около 25-30 кг.
Эта лодка будет плавать в режиме «катамарана» только если в неё сядет ребенок. Во всех остальных случаях она ляжет на днище и будет обычной надувашкой.

Ваш «катамаран» ничем ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ в этом смысле от лодки не отличается. Ставьте, как на лодку и не морочьте себе и людям голову. Заглубляйте плиту на пол-ладони и все.

Источник

Клуб путешественников «Сибирские бродяги»

Форум позитивного общения

Волноподъемный транец для катамарана

Волноподъемный транец для катамарана

Сообщение sirius_x » 27 май 2016, 13:50

Читая общую информацию по катамаранам изучая все тонкости в настройках и хождения по мукам обладателей сего вида водомоторного транспорта наткнулся на очень правильное решение помогающее использовать катамаран на мелях.
Материал не мой, это найденный компромисс путем проб и ошибок Гильфанова Ильдуса Рафаэлевича из г Красноярска.
Размещаю у нас на сайте исключительно для сохранения хорошей и нужной информации.

Как делают регулируемый транец Абаканские энтузиасты. Рычаг ручного тормоза с трещеткой, тросом через два блочка поднимает — опускают мотор во время движения.
Но все это не то! Как вспомню рев мотора схватившего винтом воздух – сразу эти варианты отметаю! К винту мотора должен идти устойчивый поток воды без воздуха… Это и здоровье мотора и высокая эффективность движения.

ИДЕЯ ПРИШЛА ВНЕЗАПНО… Сын достал из шкафа пружинный экспандер и стал заниматься зарядкой… Уже через минуту одна из пружин была демонтирована и начались опыты с замером величины и усилия растяжения… Пружина оказалась слабоватой… Тут же сложил вдвое – получил результат 15 кг при растяжении на 200мм. Еще 2-3 эскиза и родилась идея подвижной пластины, на которой смонтирован кронштейн установки мотора таким образом, чтобы под весом мотора пружины растянулись, и винт был погружен в воду.

Эскиз изобретения

Получилось – 3 пружины по 15 кг. Прорисовались размеры: Длина пластины 1200мм, ширина 700мм, начальный угол при растянутых пружинах 15 градусов. Так как вес мотора и рамы с пластиной уравновешены пружинами, то для начала подъема мотора будет необходима совсем небольшая сила, а по мере подъема до верхнего -горизонтального положения сила будет возрастать до 45 кг. + 15 кг (вес конструкции + составляющая от тяги винта на максимальных оборотах).
Скоростной напор воды Р = 102*v2 / 2. Для скорости 5м/сек (18км/ч) это 1275 кгс/м2, а для 25 км/ч — уже 2500 кгс/м2. Площадь пластины 0,7 * 1,2 = 0,84 м2. Примем 80% — встречает набегающую воду S = 0,67 м2 * 2500 кгс/м2 = 1680 кг, а нам нужно всего 60кг
Тангенс угла встречи пластиной водного потока равен 60 / 1680 = 0,035. А угол = 2 градуса (3,5 см на метр длины пластины)
Вообще из литературы оптимальный «угол глиссирования» для плоской пластины и составляет 2 — 2,5 градуса.
Что ж испытания покажут правильность идеи…

Сначала была изготовлена объемно-весовая модель в масштабе 1 : 10 из легкого пенопласта. Это означает, что размеры макета-модели я уменьшил в 10 раз, а вес соответственно уменьшил в 1000 раз Прикинул вариант такой: конструкция – 100 кг, мотор + бензин еще 100 кг. 3 человека (худосочных) – 250 кг, снаряжение 50 кг. Всего водоизмещение 500 кг. Чашечными весами взвешивал разные железки – подгоняя их: вес мотора – 38 кг = 38 гр… и т.д. Когда нагрузил макет, получилось – осадка кормы 20 мм, носовой части – около 10мм.

Испытание объемно-весовой модели

Читайте также:  Ямаха расшифровка букв лодочные моторы

Моделировал разные варианты. Один водитель с грузом, двое, трое, четверо… Исходя из этого выбрал высоту установки днища корпуса- лодки 300 – 320 мм от низа баллонов. Чтобы при загрузке вода не касалась днища.
Подошел катамаран из Уфы… Все сделали аккуратно согласно эскиза-заявки. Накачал баллоны дома и сделал уточненные замеры для определения высоты расположения поперечных труб-стрингеров, и точного расстояния между корпусами А дальше было изведено много бумаги… (миллиметровка формата А3 и А4)

Рабочие чертежи и эскизы

Исходя из габаритов багажника своей машины (Honda CRV), были выбраны размеры кормового ящика и двух складных секций «трюмо». Для изготовления была выбрана фанера толщиной 16, 8 и 6 мм, Алюминиевые уголки, шпильки на М6 метражом для изготовления стремянок, рым гайки на М6, М8 и другие материалы. Ящики не герметичны – в этом нет необходимости, т.к. они всегда выше уровня воды, а дождь и прочая вода просто стекут через вырезы для рамы в кормовом ящике и боковые щели в секциях «трюмо».

Кормовой ящик и средняя секция-«трюмо»


Несущая рама двигателя с пластиной


Пластина с прикрепленной мембраной

Для подвижной рамы использованы прямоугольные трубы 30х20х2мм. Подвижная пластина из фанеры 6мм прикреплена к раме болтами с полукруглой головкой (мебельные) и усилена ребрами жесткости из деревянных реек. Рама в передней части имеет шарнир из болтов М16. На пластину будет воздействовать набегающий поток воды, поднимаясь она будет регулировать положение мотора. По бокам пластины закреплена мембрана из ПВХ ткани – она не будет давать на ходу попадать воде между дном кормового ящика и этой пластиной.


Кормовой ящик в сборе


Нижнее положение регулирующей пластины


Мембрана сложена — верхнее положение


Отец помогает собирать конструкцию. Ему 82-й год 😉

Для упрощения сборки были придуманы и изготовлены два вида стремянок – обычные и «хитрые» — гнутые. Убиваю сразу 2-х зайцев: 1- быстрое и надежное крепление продольных и поперечных труб рамы друг к другу; 2- притягиваю продольную трубу рамы к бортам кормового ящика и складных секций с шагом 450мм, что обеспечивает продольную жесткость собранного катамарана. Баллоны и конструкция не деформируются даже при низком давлении.


Схема работы «хитрой» стремянки


«Хитрая» гнутая стремянка. На рабочие участки надета термоусадочная трубка


Обычная стремянка. Рым гайки можно использовать для крепления снаряжения

Последняя подгонка секций и проверка укладки комплекта в машину. Секции скрепляются между собой внахлест по днищу и по бортам с перекрытием 50мм. Вес кормового ящика получился 25 кг. Средняя секция 14 кг, носовая 11 кг. Итого 50 кг + 30 кг гондолы + 16 кг трубы. Всего меньше 100кг ;-)). Уложил все в машину. по периметру толстый поролон, чтобы не терло обивку в машине.Все поместилось, как и рассчитывал.


Подгонка крепления секций

Испытание проходило 26 мая 2010 года на пруду в Таскино. (33 км от Красноярска) Собирали не спеша – вертолет МЧС тренировался тушить пожары и каждые 10 -15 минут набирал по 10м3 воды. (чуть всю воду не вычерпал… ;-). На берегу наблюдатель сказал, что летать будут до 15-00. Поэтому мы успели подогнать все стремянки по месту. Для сборки использовали рым гайки на М6 и М8. Ключами гаечными не пользовались… Накачивали электрическим насосом 12в. Он развивает давление 40мБар и имеет производительность около 400л/мин. Надули очень быстро… (кстати этим же насосом и «сдуваем» баллоны). Ножным не докачивали совсем.


Что получилось: вид сбоку


Вид с носа


Вид с кормы


Вот такой получился просвет.

Поставили мотор. Мотор выбирал из многих вариантов. Хотел купить Тохатсу -18 л.с. Даже предоплату сделал в феврале. Но до мая мотор так и не пришел. Забрал деньги и купил новый Сузуки-15 л.с. И не жалею. Меньше вес. Красивый вид. (жене понравился ;-))). Мотор завелся как по инструкции — раз дернул с подсосом — два — без подсоса на полшнура, а потом заводился с вялым вытягиванием на треть шнура. С Ветерками и Российскими моторами лучше не сравнивать.


Установлен мотор — пружины растянуты

Отчалили… На первом круге кат не пошел — винт конкретно хватал воздух. (антикавитационная плита была на 2 см выше плоскости подвижной пластины. ) Дали круг почета — вернулись назад и подрезали транец так, чтобы от плоскости пластины антикавитационная плита была пониже на 1 см. Подобрали оптимальный угол (как раз оказалось в средней «дырке»). Кат сразу «побежал». Нос полностью выровнялся и кат шел практически плоско и вел себя как плоскодонка.


Хорошо идём!

У винта всегда водичка без воздуха, хоть и волны были на озере — как на хорошей шивире. (до 30 см на отдельных участках «акватории» точно!) Полный газ не давал. по тахометру следил не более 3500 об/мин. т.к. мотор новый — на обкатке. ЖПС не взял — он был у сына, но по «очучениям» – 25 км/час было железно! взяли 12 литров сожгли от силы 3 литра за час. (на малых и средних оборотах).

Читайте также:  1989 год авария подводная лодка

Дальнейшее испытание проходило уже на Енисее 29 августа 2010 года.
Собирали с отцом катамаран у верхней дамбы острова отдыха (там автостоянка прямо у берега) Установили пластиковые сидения для удобства плавания. Все снаряжение согласно судового билета… Скорость мерили с помощью навигатора Garmin GPSmap 60CSx.
Пошли вверх в сторону Маны. Перед Ж/д мостом течение и волны дикие. скорость на средних оборотах 20 км/час (кстати назад на этом участке скорость была 35 км/час).
Выше моста встретились с инспекторами ГИМС. Они сразу приметили «новое» транспортное средство и повернули к нам. Проверив судовые бумаги, пожелали счастливого плавания….
Вверх шли 22 — 25 км/час. Причем увеличение оборотов до 4500 скорости добавляло всего 2 км/час. Дошли до Маны и поднялись по ней километров 10. Мель была местами около 20 см. Я в одном месте испугался и сбросил газ — сразу по камушкам постучал винтом. (нужно делать фиксатор рамы в верхнем положении — ОБЯЗАТЕЛЬНО. ) чтобы при таких ситуациях мотор оставался в верхнем положении. Назад уже газ не сбрасывал. прошел все мелкие участки на скорости 27 – 30км/час. Скорость в пересчете на спокойную воду 25 — 27 км/час.(это 3500 — 3800) оборотов по тахометру. Полный газ давал кратковременно — на 5-10 сек. Еще идет обкатка. Да и смысла, как я понял, газовать нет! Пружинная подвеска на волнах работает хорошо — проходил через крупные волны не снижая скорости. Просто в движении мотор «покачивается». Воздух винт не прохватил ни разу. Пройдено всего 60 км. Израсходовано 14 литров бензина. Часовой расход — 6 литров.
Какие планы: 1) Буду проектировать фиксатор верхнего положения подвижной рамы.
2) Крепление верхнего полога палатки на дугах — для защиты от дождя.
3) Чуть не забыл. Придумана система автоматического поддержания постоянного давления в баллонах катамарана.

Человек может все. ;-)))

Формула изобретения «полезной модели»:

САМОРЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛОДОЧНОГО МОТОРА НА КАТАМАРАНАХ С ВОДОИЗМЕЩАЮЩИМИ ОБВОДАМИ.

Использование: для установки подвесных лодочных моторов на судах катамаранного типа морских, туристических, прогулочных. Предлагаемое устройство состоит из подвижной подпружиненной пластины расположенной в кормовой части между корпусами катамарана, к которой прикреплена рама с кронштейном для установки лодочного мотора.
Всё вышеуказанное позволило:
1. Оптимизировать глубину погружения винта лодочного мотора без внешнего вмешательства судоводителя.
2. Исключить работу винта в полупогруженном состоянии на волнении и при изменении загрузки катамарана, что предотвращает кавитацию винта и нештатные режимы мотора с превышением максимальных оборотов мотора.
3. Позволяет проходить на катамаране мелководные участки рек, т.к. винт работает в подъеме воды, который образуется между корпусами катамарана при движении.

Аналоги:. Туристами водниками было замечено, что при движении катамарана, между его баллонами образуется возле кормы горб воды. Многие пытались установить лодочные моторы так, чтобы они работали в этом подъеме воды, но при начале движения мотор необходимо было опускать вниз, чтобы винт и заборник воды были погружены. Это осуществлялось различными механическими устройствами поднятия — опускания мотора (винтовыми, тросовыми, с использованием домкратов и т.д.).
Недостатком этого метода было —
1 — отвлечение от управления судном (необходимость на ходу оперировать при этом одной или даже двумя руками).
2 — не точная установка нужной высоты
3 — прохват винтом мотора воздуха при волнении
4 — сильное брызгообразование (набегающий поток воды попадает на «сапог» двигателя выше антикавитационной плиты)
5 – «потеря» винтом мотора воды при необходимости снизить скорость, что создает аварийные ситуации на участках с быстрым течением.

Про реализованную конструкцию:
Предлагается подвижная пластина длиной около 1200 мм. (шириной исходя из расстояния между баллонами). По бокам пластина закрыта тентовой тканью — чтобы на ходу вода не попадала между пластиной и корпусом.
К пластине крепится рама – кронштейн, на который устанавливается лодочный мотор. Все конструкция прижата пружинами от экспандера 3 шт , каждая сложена вдвое. Общее усилие при растяжении на 200 мм — 45 кг (вес мотора + вес конструкции) в итоге при стоянке на месте — мотор опущен в воду (пружины растянуты) при начале движения вода давит на пластину (ее начальный угол установки около 15 градусов). и пластина поднимает мотор тем выше, чем больше скорость. ( смотри Рис. 4 )
При движении происходит саморегулирование высоты установки мотора. При этом винт двигателя постоянно находится в воде. Прохват воздуха отсутствует т.к. горб волны, который образуется при движении, нивелируется пластиной и к винту идет направленный ламинарный поток воды, как у плоскодонных лодок. При этом еще и приподнимается корма. Нижняя точка мотора при движении становится выше уровня низа баллонов катамарана. Отсутствуют ударные нагрузки при движении на волнении. Получается «независимая» подвеска мотора.
На испытаниях проходили по мели около 20 см и не снижая скорости пересекали волны от проходящих судов высотой 30 – 40 см. Мотор вместе с пластиной «обыгрывает» волны слегка покачиваясь, что абсолютно не мешает управлению.

Заявку на изобретения «полезной модели» подавать пока не стал. Хотя в патентном бюро сказали, что все нормально с описанием. Банально – нет лишних средств (цена вопроса около 70 тыс.руб.), а тешить самолюбие красивой бумажкой просто не хочу…
Да и заинтересоваться этим могут только туристы-водники и рыбаки. (а может и зарубежные производители. ;-))

Источник

Поделиться с друзьями
Подсекай
Adblock
detector