Меню

Диктант рыбалка 8 класс с грамматическими заданиями с ответами



Диктанты 8 класс
материал по русскому языку (8 класс)

диктанты для 8 класса

Скачать:

Вложение Размер
diktanty.docx 22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Диктанты . 8 класс

Цель : проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения».

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— правописание корней с чередованием;

— написание сложных прилагательных;

— н-нн в причастиях и прилагательных;

— не с прилагательными и причастиями.

— написание производных предлогов;

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при причастном и деепричастном обороте

— тире между подлежащим и сказуемым

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

— работы со словосочетаниями;

-разбора по составу слова.

Солнце высоко. Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. В тени по- утреннему прохладно, свежо. Широкая, искусно наведённая за ночь паутина, вся серебряная от капелек росы, отчётливо, каждой своей ниточкой выделяется на фоне густой тёмной листвы.

Через час я на берегу реки. На том берегу, за извилистой речкой, заросшей чёрным олешником, светло-зелёным морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко, печёт. Звон кузнечиков удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.

Я ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, зелёной лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе тёмно-синие, прозрачные, с изумрудными глазами стрекозы. Осторожно ступая по скользким подводным голышам, я бреду по речному, с перебегающими солнечными зайчиками дну, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно-жёлтых, перебегающих по дну пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне.

(123 слова) (По И. Соколову-Микитову)

1. Выпишите словосочетания, которые имеют значения:

1) предмет и его признак

2) действие и его признак

3) признак и его признак

2. Укажите способ связи слов в данных словосочетаниях:

В сухом сене, ступаю в воду, по-утреннему прохладно — 1-й вариант

Седая роса, выделяется отчётливо, заросла кустами — 2-й вариант

3. Разберите слова по составу:

Наведённая, заросшей, удивительно — 1-й вариант

Усыпанное, перебегающих, прохладно — 2-й вариант

4. Произведите синтаксический разбор предложения:

Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса . — 1-й вариант

Звон кузнечиков удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня . — 2-й вариант

Цель : проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Односоставные и неполные предложения» и 1-го полугодия

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— правописание корней с чередованием;

— написание сложных прилагательных;

— н-нн в причастиях и прилагательных;

— не с прилагательными и причастиями.

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при причастном и деепричастном обороте

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

— работы со словосочетаниями;

-разбора по составу слова.

Осенью на Прорве

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

(125 слов) (По К. Паустовскому)

1. Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения, обозначите в них грамматические основы, определите тип односоставных предложений.

2. Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением — 1-й вариант

С чередующейся гласной — 2-й вариант

3. Разобрать по составу выделенные слова:

4. Разберите синтаксически предложение:

Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой . — 1-й вариант

Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков . — 2-й вариант

Источник

Итоговый контрольный диктант (8 класс)

Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Итоговый контрольный диктант (8 класс)»

Итоговый контрольный диктант

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.

На берегу приютилось² несколько удильщиков, приехавших², как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива² и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая² с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно² смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая² плотва, серебряный язь.

Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

1. Морфемный разбор указанных слов:

вариант первый: приютилось, неотрывно, краснопёрая;

вариант второй: приехавших, сдвигая, незатейлива.

2. Выпишите по одному примеру словосочетаний на каждый тип подчинительной связи в словосочетании, сделайте разбор данных словосочетаний, указав главное слово и тип подчинительной связи, установив смысловые отношения при помощи вопроса:

1 вариант: из второго абзаца;

2 вариант: из третьего и четвёртого абзацев.

3. Синтаксический разбор предложений:

вариант 1 –первое предложение второго абзаца;

вариант 2 – второе предложение второго абзаца.

Источник

Итоговый контрольный диктант (8 класс)

Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Итоговый контрольный диктант (8 класс)»

Итоговый контрольный диктант

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.

На берегу приютилось² несколько удильщиков, приехавших², как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива² и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая² с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно² смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая² плотва, серебряный язь.

Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

1. Морфемный разбор указанных слов:

вариант первый: приютилось, неотрывно, краснопёрая;

вариант второй: приехавших, сдвигая, незатейлива.

2. Выпишите по одному примеру словосочетаний на каждый тип подчинительной связи в словосочетании, сделайте разбор данных словосочетаний, указав главное слово и тип подчинительной связи, установив смысловые отношения при помощи вопроса:

1 вариант: из второго абзаца;

2 вариант: из третьего и четвёртого абзацев.

3. Синтаксический разбор предложений:

вариант 1 –первое предложение второго абзаца;

вариант 2 – второе предложение второго абзаца.

Источник

Итоговый контрольный диктант с тестом за курс 8 класса
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Промежуточная аттестация в 8 классе по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
8_kl.docx 16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса

(1) Люди, прислушайтесь к чудесным мелодиям матери-земли, и вы непременно их услышите. (2) Они повсюду: в лесу, среди пробудившегося цветущего поля .

(3) Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. (4) Городские люди, оглушённые шумом машин, отвыкли слушать их, к сожалению. (5) Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

(6) А как хорошо новое утро! (7) Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. (8) Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. (9) «В природе, – говорит Соколов-Микитов, – нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра».

Контролируемый элемент (в диктанте)

Знаки препинания при обращении

Знаки препинания при обобщающем слове

Знаки препинания при вводном слове

Знаки препинания при обособлении причастного оборота

Знаки препинания при обособлении деепричастного оборота

Знаки препинания при однородных членах предложения

Источник

Диктант рыбалка 8 класс с грамматическими заданиями с ответами

Для обучающихся 8-х классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год. В диктантах учтены все основные тематические разделы учебной программы 8 класса по изучению видов простого осложнённого предложения. В грамматическом задании второй вариант содержит задания более сложные, чем первый. Этот вариант можно давать сильным обучающимся.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Анды — самые высокие горы А мери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные. 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные. 4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не по забывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Зимний день

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

Грамматическое задание

1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).

2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).

3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант)

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.С. Лескову.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант)

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант)

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое жёлтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду. (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант – Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ёрш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперёд как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве.

2 вариант – Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант – Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по­смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол­стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли­ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол­пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про­долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж­дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова­ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен­ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог­ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по­ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант – Посредине синеет, как про­долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа­ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра­винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо­лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при­щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу­бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше­ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ­лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен­ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу­бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант – Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо­дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант – из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант – поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант – из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант – из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант – продававших 3 (баб).

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант – Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (внук) окончивший 3 ; 2 вариант – обтрёпанный 3 (веник).

Источник

Читайте также:  Приспособление для ловли сазана