Меню

День командиров подводных лодок



Покорители стихии: в России отмечают праздник командиров кораблей, самолетов и подводных лодок

Нести ответственность за экипаж, уметь ставить четкие задачи и, самое главное, принимать порой очень сложные и стратегические решения. Сегодня профессиональный праздник отмечают командиры кораблей, самолетов и подводных лодок.

Без командира, как и без Андреевского флага, не бывает корабля. И вряд ли найдется лейтенант, который впервые вступив на палубу, не мечтал возглавить экипаж.

Руслан Смирнов командует корветом уже четвертый год. Под его рукой сто человек экипажа и самое современное ракетное и артиллерийское оружие. Опытный командир каждый день продолжает учиться и учить других.

Боевая подготовка на корабле не прекращается и в базе во время стоянки. Корабельные учения, тренировки, электронные ракетные пуски — всегда под руководством командира.

Универсальный корабль ближней морской зоны несет на борту комплекс противокорабельных крылатых ракет «Уран», артиллерию и средства ПВО.

«Сообразительный» — постоянный участник учений, боевых стрельб и дальних походов. В составе ВМФ корвет уже ровно десять лет. В этом году юбилей.

Не так много достижений пока у фрегата «Адмирал флота Касатонов» — всего год в строю Северного флота. Командир фрегата, Алексей Рябоштан, 15 лет поднимался по ступеням флотской карьеры прежде чем сбылась его мечта .

Надводные корабли, подводные лодки и морская авиация составляют основу боевого состава ВМФ.

База штурмового авиаполка в Крыму. На стоянке готовые к вылету самолеты морской авиации. Перед тем как подняться в воздух, летчики сами контролируют подвеску ракет и проверку бортовых систем управления.

Работа командира воздушного экипажа начинается на земле — на аэродроме, еще до того, как самолет выкатывается на взлетную полосу.

Но сначала ритуал, без которого не взлетают. Его, по традиции, совершает командир. Осмотреть от крыла до крыла. И только потом подниматься на борт.

Так Су-30СМ переходит в свою стихию. Туда, где ему нет равных. Разгон, отрыв и через несколько секунд видишь только море из кабины. И слышишь позывные диспетчера.

Здесь на экранах они — это точки на радаре. А там, в небе, двое в кабине — это и есть весь экипаж. За правильный курс отвечает штурман. А вот пилотирование, применение оружия и действия в экстренных ситуациях — дело командира. За штурвалом Су-30СМ Сергей Малецкий уверен в каждом маневре.

Молодой командир многоцелевого истребителя рассказывает — в летном училище всех обучают одинаково. А чтобы летать там, где в воде теряется горизонт, это умение осваиваешь уже самостоятельно, в полку. Когда понимаешь, что морская авиация призвание, остается только одна мечта, подняться в небо с палубы авианосца.

Источник

8 октября — День командира надводного, подводного и воздушного корабля

В календаре праздников по инициативе ветеранских организаций ежегодно с 2007 года 8 октября отмечается День командиров кораблей. При этом под термином «корабли» понимаются не только надводные и подводные, но также и воздушные. В этой связи полное название этого относительно нового для России праздника решено использовать в следующем виде: День командира надводного, подводного и воздушного корабля.

Начало празднования этой даты связано с приказом главкома ВМФ РФ Владимира Высоцкого от 8 октября 2007 года «О введении годового праздника Дня командира корабля Военно-морского флота». Примечательно, что к тому моменту Владимир Высоцкий только осваивался в своей новой должности, так как был назначен Главкомом ВМФ РФ в середине сентября 2007 года.

И вполне можно считать, что уже на первом этапе работы Владимир Высоцкий принял, по сути, историческое для ВМФ решение, ответив положительно на инициативу ветеранов и представителей общественной организации «Клуб адмиралов». Они предложили в качестве даты праздника использовать дату сражения соединённой эскадры русского, французского и британского флотов с флотом Османской империи в Ионическом море 8 октября 1827 года. Битва, закончившаяся разгромом турецко-египетского флота (в составе Османской империи), получила название Наваринской — по названию бухты, располагающейся на юго-западе Пелопонесского полуострова. Именно благодаря той победе (а по новому стилю дата Наваринского сражения определена как 20 октября) Греция получила автономный статус, впоследствии позволивший стать этому государству независимым от османского господства.

В том легендарном сражении российским сегментом объединённой эскадры командовал Л.П.Гейден, имевший голландские корни. После битвы Л.П.Гейден получил звание вице-адмирала.

В морском бою в Наваринской бухте принимал участие и легендарный русский мореплаватель и замечательный флотоводец Михаил Лазарев. Михаил Петрович в ходе Наваринского сражения был командиром корабля «Азов». Экипаж «Азова» уничтожил пять турецких кораблей и вдобавок успешно атаковал флагманский корабль Мухаррем-бея. За мужество и умелое командование Михаил Лазарев был удостоен наград сразу трёх государств — Греции, Франции и Британии, а в России был произведён в контр-адмиралы.

Первоначально идея создания праздника касалась исключительно командиров надводных кораблей и подводных лодок, однако потом было решено не обделять вниманием и командиров морской авиации, которая для современного флота играет важнейшую роль.

Дублирует ли этот праздник День Военно-морского флота? На самом деле он его прекрасно дополняет. Ведь за непродолжительное время официального существования этого праздника его приняли как свой командиры не только военных кораблей, но и командиры гражданских судов. И, насколько известно, инициаторы введения в календарь такой даты были не против такого «соседства по празднику».

Читайте также:  Голубая лодка по английски

Если говорить о выдающихся командирах военных кораблей, людях, внесших огромный вклад в безопасность Отечества, можно было бы составить внушительный список — от самых истоков российского флота до дней сегодняшних. Значимое место в этом списке однозначно занял бы такой человек как Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков. Этот человек почти три десятилетия командовал Военно-морским флотом СССР — 1956 по 1985 гг. Сергей Георгиевич стоял у истоков создания отечественного ракетно-ядерного флота, который сегодня является одной из составных частей ядерного щита России. Сергей Горшков — настоящая легенда отечественного флота — Дважды Герой Советского Союза, лауреат Госпремии СССР и Ленинской премии.

Выдающиеся командиры морских и воздушных кораблей, оставившие свой важный след в развитии авиации и флота — это гордость Отечества. По большому счёту, праздник, который Россия празднует сегодня, это и дань их памяти.

«Военное обозрение» поздравляет всех тех наших читателей, которые в ходе своей службы дошли до звания командира корабля. Эти люди не понаслышке знают, что такое ответственность, значимость современно принятого решения и следование поставленной цели. С праздником, командиры!

Источник

8 октября — День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России

Сегодня в России отмечается праздник, который посвящён командирам надводных, подводных и воздушных кораблей. Дата была установлена в качестве праздничной в 2007 году президентским указом.

Выбор даты соотносится с событиями октября 1827 года, когда русская эскадра совместно с кораблями Франции и Британии сошлась в морском сражении у полуострова Пелопоннес с флотом Османской империи. Событие то носит название Наваринского морского сражения – в связи с географией боя. Речь идёт о Наваринской бухте Ионического моря.

В результате боя турецкие силы были повержены, что стало отправной точкой для создания нового независимого Греческого государства. Так, в 1829 греки получили автономию на основании так называемого Адрианопольского мирного договора, положившего конец русско-турецкой войне. К слову, сегодня Адрианополь – турецкий город Эдирне (расположен у границы с Грецией).

Изначально праздник в нашей стране позиционировался исключительно как День командира корабля ВМФ. То есть, отмечать его «с соблюдением буквы юриспруденции» могли командиры надводных кораблей и подводных лодок. Однако в состав Военно-морского флота России входит и морская авиация. Поэтому, чтобы не ущемлять права лётчиков морской авиации, название праздника и было трансформировано в День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России.

«Военное обозрение» в этот день поздравляет всех ныне причастных командиров и ветеранов службы с праздником!

Источник

День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России

Праздник, который сегодня отмечают в нашей стране, изначально планировалось учредить исключительно в честь главнокомандующих надводными судами и субмаринами. Однако затем было принято решение не оставлять без профессионального праздника и командиров морской авиации, которая несомненно является важным звеном в отечественном ВМФ.

В итоге, начиная с 2007 года, 8 октября в нашей стране празднуется День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России. Идея учредить памятную дату принадлежит членам общественного объединения «Клуб адмиралов», в котором состоит множество ветеранов ВМФ.

Приказ о введении ежегодного празднования отдал главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий.

Стоит отметить, что, как и в случае с большинством памятных дат, сегодняшний праздник приурочен к конкретному историческому событию. В данном случае речь идет о Наваринской битве, в которой флоту Османской империи противостояла соединенная эскадра русского, британского и французского флотов.

В битве, которая состоялась 8 октября 1827 года в одноименной бухте в Ионическом море, турки потерпели сокрушительное поражение. При этом ключевая роль в сражении принадлежит именно нашему флоту, командование которым осуществляли контр-адмирал Л.М. Гейден и капитана I ранга М.П. Лазарев.

В частности, только корабль Михаила Петровича под названием «Азов», в ходе сражения потопил целых пять кораблей противника и провел успешную атаку на флагманское судно османского флота. По прибытии в Россию М.П. Лазарев получил звание контр-адмирала, а Л.П. Гейден – звание вице-адмирала.

Теперь, касательно того, что многие считают сегодняшнюю дату «дублем» Дня ВМФ России. На самом деле подобное мнение ошибочно. Несмотря на то, что в названии праздника присутствует военно-морской флот, виновниками торжества являются не только военные, но и гражданские командиры. Поэтому он, несомненно, выступает прекрасным дополнением, а не дублирует День ВМФ.

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают многие наши соотечественники. Командир корабля – это не просто звание. Люди, которые его удостоились, не понаслышке знают, что такое честь, отвага и умение брать на себя ответственность за весь экипаж.

Напоследок, стоит напомнить, что, начиная от самых истоков российского флота, наша история знала огромное множество выдающихся командиров кораблей, внесших неоценимый вклад в безопасность своей Родины. Безусловно, сегодняшняя дата является данью их памяти.

Источник

День командира корабля, подводной лодки
классный час на тему

День командира надводного, подводного и воздушного корабля был учрежден в Российской Федерации по инициативе ряда ветеранских организаций и по ходатайству региональной общественной организации адмиралов и генералов ВМФ «Клуб адмиралов». Эту инициативу поддержал главком Военно-Морского Флота Российской Федерации адмирал Владимир Высоцкий, который в 2007 году издал приказ «О введении годового праздника Дня командира корабля Военно-морского флота».

Читайте также:  Лодка стоящая у берега как пишется

Приказ главнокомандующего военно-морским флотом России предписывал отмечать День командира надводного, подводного и воздушного корабля 8 октября, в день, когда, согласно Юлианскому календарю, в 1827 году состоялось Наваринское сражение. По Григорианскому календарю, то есть по Новому стилю, в XXI веке этот день приходится на 20 октября. Однако в приказе «О введении годового праздника Дня командира корабля Военно-морского флота» почему-то указана дата 8 октября.

При учреждении Дня командира надводного, подводного и воздушного корабля был учтён и тот факт, что в составе современного флота действуют подразделения морской авиации и, поэтому не были забыты и командиры воздушных судов.

Наваринское сражение – крупное морское сражение Греческой национально-освободительной войны 1821-1832 годов, состоялось 8 октября (по старому стилю) 1827 года в Наваринской бухте, находящейся на западном побережье полуострова Пелопоннес. Объединенные эскадры России, Англии и Франции разгромила и турецко-египетский флот, что оказало решающее влияние на исход национальной борьбы греческого народа за свою независимость. В Наваринском сражении отличился линейный корабль «Азов» под командованием капитана первого ранга Михаила Лазарева. За боевые подвиги линкору «Азов» впервые в Российском флоте были присвоены Георгиевский (гвардейский) флаг и вымпел. На «Азове» во время битвы проявили себя, будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854-1855 годов: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин.

Праздник День командира надводного, подводного и воздушного корабля отмечается не только самими командирами кораблей, но и всеми военнослужащими Военно-морского флота РФ, которые поздравляют своих командиров. Так как современный флот включает подразделения авиации, праздник распространился и на командиров воздушных судов.

В этот день в ВМФ чествуют тех, кто в разные годы службы командовал кораблями и подводными лодками ВМФ, а также тех, кто сегодня несет нелегкую командирскую вахту.

Право носить знак командира, стоять на командирском мостике или в центральном посту достается не каждому. Это право дается самым лучшим представителям флота, тем, кто способен нести тяжелое бремя ответственности за принятое решение, за корабль и за экипаж.

Нужно сказать, что командир корабля – это прямой начальник всего личного состава корабля. Именно от него в большой степени зависит успешное выполнение задач, поставленных перед экипажем корабля.

Командир корабля должен великолепно знать все свойства своего корабля. Он должен быть всегда готов к ведению боя, к действиям в чрезвычайной ситуации, а также к боевым и аварийным повреждениям корабля и делать все возможное для его спасения.

Если произошла ситуация, в которой кораблю грозит гибель, то его командир обязан своевременно организовать эвакуацию личного состава. При этом существует всем известное правило о том, что он последним покидает тонущий корабль.

Моменту назначения на должность командира корабля предшествует тяжелейший труд, который сопряжен с постоянным повышением образования, тяготами и лишениями военной службы, с приобретением опыта руководить подчиненными.

Во все времена командир корабля отвечал и отвечает, и будет отвечать за действия своего экипажа, не корабль для него, а он для корабля и экипажа. Это основа всей его службы.

Примерами сегодняшним командирам кораблей должны быть Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов, С.О. Макаров, Н.Г.Кузнецов, С.Г.Горшков, а также прославленные командиры Великой Отечественной и «холодной» войн, нынешние командиры, которые достигают лучших результатов в боевой учебе и успешно решают задачи в море.

Сегодня, когда значение ВМФ в системе защиты национальных интересов России возрастает, командирам кораблей приходится принимать ответственные решения, связанные с выполнением задач в разных районах Мирового океана и непосредственным применением оружия против агрессора.

Источник

День командиров подводных лодок

Всем подводникам, выстоявшим в отсеках холодной войны

О действиях советских подводных лодок в годы холодной войны написаны специальные научные труды. Но они не стали достоянием широких читательских кругов. Впервые за эту непростую работу взялся писатель-моряк, капитан 1-го ранга Николай Черкашин. Надо сказать, что ему удалось раскрыть тему и системно, и живо. Возможно, будущие историки, располагая всей полнотой информации, определят более точно периодизацию холодной войны, ее пики и спады, военно-морские замыслы обеих противостоящих сторон. Но вряд ли кто-нибудь из них сделает то, что удалось автору этой книги – донести до современников живой голос подводников, творивших историю в глубинах Мирового океана, передать атмосферу героизма и самопожертвования во имя высших интересов Родины, в которой проходили труднейшие и опаснейшие походы наших подводных лодок.

Автор проделал огромную работу, чтобы собрать уникальный материал, объездил немало городов, где живут ветераны всех четырех наших флотов, расспросил, записал, обработал, выстроил в книгу. Нельзя допустить, чтобы люди, обладающие уникальным опытом подводных походов, уносили свои познания, свою память в небытие.

Разумеется, далеко не все секретные операции нашего подводного флота освещены в этой книге. Некоторые из них еще не подлежат рассекречиванию. Но для того, чтобы понять стратегическую и военно-дипломатическую роль Военно-морского флота СССР в послевоенные годы, довольно того, что изложено на этих страницах.

Надо заметить, что холодная война, по сути дела, была мировой холодной войной, так, в нее были втянуты флоты всех тех стран, которые принимали участие и во Второй мировой войне, с той лишь разницей, что силы наших бывших союзников объединились с силами бывшей Оси – Западной Германии, Италии, Японии.

Читайте также:  Подводная лодка проекта 615 чертежи

Сегодня, когда в информационном пространстве развернулась самая настоящая война за пересмотр итогов глобального противостояния двух систем, важно не сдавать своих позиций, не предавать память тех, кто погиб в океане в ходе якобы бескровной холодной войны. Великий подвиг советских подводников, который они совершали на протяжении многих лет, не должен уйти из памяти народа. Далеко не всем были вручены заслуженные награды. Далеко не всех мы можем назвать сегодня по именам. Но есть надежда, что работа таких подвижников истории флота, как Николай Черкашин, поможет нам восстановить историческую справедливость и историческую память.

Слово о командире подводной лодки

Подводное плавание не регламенти-руется международным морским правом. Плавание под водой – плавание по законам войны.

Флот – гордость страны. Подводники – элита флота. Командиры подводных лодок – соль элиты.

Командир отвечает за все: за корабль и за экипаж, за положение корабля в океане, на глубине, в узкости, в гавани, у причала, в доке, за поведение своих людей на борту, на берегу, в бою и в отпуске, то есть за воинскую дисциплину, за техническую исправность и боевую готовность корабля, за успех атаки и за радиационную безопасность. Одним словом – за все.

Велик груз командирской ответственности. Командир, шутят моряки, это физическое тело, которое мгновенно засыпает от усталости и тут же просыпается от ответственности. Англичане не шутят, когда называют командира первым после Бога. И это так. В руках командира подводного атомного ракетоносца сосредоточена огневая мощь, которая сметет с лица земли любой мегаполис, как испепелил Господень гнев Содом и Гоморру. В отдельном плавании командир корабля наделен правами высшего лица государства, поскольку корабль – суверенная часть территории страны, под флагом которой он находится в океане. В особых случаях ему позволено напрямую выходить на связь с главнокомандующим флотом. Но чаще всего – особенно в подледных походах – командиру подводной лодки приходится принимать решения на свой страх и риск, не испрашивая у вышестоящего начальства «добро».

Командир правомочен скреплять своей подписью свидетельство о браке и свидетельство о смерти. Командир последним покидает отсек затонувшей лодки или борт гибнущего корабля. Рано или поздно командиры кораблей становятся флагманами, адмиралами. Но, даже став главкомом, бывший подводник не снимет с тужурки серебряной лодочки командира подводной лодки. Этот знак и в самом деле равноценен ордену. Вглядитесь в лица командиров.

При всей редкости этой профессии командиров подводных лодок много больше, чем космонавтов. Только в годы Великой Отечественной войны обязанности командиров подводных лодок выполняли 358 человек. 99 из них погибли. Высшей награды – Золотых звезд Героев – удостоены 20 командиров подлодок, среди них двое посмертно – Александр Маринеско в 1990 году и Алексей Матиясевич – в 1995-м. День командира подводной лодки отмечается 25 ноября. В послевоенные годы в горниле холодной войны вызрело новое поколение командиров подледного плавания. Именно они осваивали пространство под ледяным панцирем планеты, всплывали на Северном полюсе, открывали не известные доселе подводные горы, хребты, каньоны…

Немного песен о командирах подводных лодок. Но эта, пожалуй, самая задушевная. А командиры порой сами пишут песни. Так, командир подводной лодки Б-409, капитан 1-го ранга Евгений Невярович написал свою «Торпедную атаку». Командир подводной лодки С-141Анатолий Штыров пишет замечательные рассказы из жизни подводников. Командир атомной подводной лодки, ныне контр-адмирал Георгий Костев стал видным историком послевоенного флота. Все, как подмечено поэтом, море попашут, попишут стихи… Не все же только отчеты строчить. Командир подводной лодки подобен рыцарю со множеством оруженосцев. Именно он ведет бой, он избирает тактику, он осмысливает и утверждает все данные о цели, он стреляет, он отдает команду «пли!» или «пуск!», все остальные ему помогают. Нет еще такой воинской профессии, которая требовала бы столько разнородных знаний, сосредоточенных в одной голове.

Командир подводной лодки не только боец, воин, но и инженер, мореплаватель, ядерный физик, гидролог, астроном, дипломат, психолог, наконец… Он должен понимать голоса океанских глубин и тайнопись шифротелеграмм, законы движения небесных светил и ледяных полей, природу атомного ядра и душу матроса…

А еще держать в голове сотни директив, приказов, наставлений, правил, инструкций… В нейронах его мозга переплетены параграфы корабельного устава и рекомендаций морских лоций, международные правила по предупреждению столкновения судов и флаги свода сигналов, тактико-технические данные неприятельских кораблей и пункты суточного плана, проза службы и стихи любимых поэтов…

Командиры долго не живут. Довольно одного факта, чтобы представить напряженность службы на той же Четвертой эскадре. Капитан 1-го ранга Игорь Мохов, не вылезавший из «автономок», умер перед строем бригады от разрыва сердца в День Победы. Но даже это весьма символичное и трагичное событие нигде не увековечено – ни в Полярном, где стояла когда-то Четвертая эскадра, ни в Питере, где находится Центральный музей ВМФ.

У всех командиров подводных лодок есть один легендарный прародитель – капитан Немо из жюльверновского романа, который все они читали в детстве и который поманил их в океанские глубины.

Источник