Человек служащий на подводной лодке

Человек служащий на подводной лодке

Так называют мотористов («двигателистов») – представителей одной из самых ответственных специальностей, как на военном, так и на гражданском судне («Большой русский словарь-справочник синонимов» Виталия Тришина).

Кто они

Согласно «Корабельному уставу ВМФ», машинист (моторист, «двигателист», «маслопуп», «трюмный») – это моряк из электромеханической боевой части подводной лодки (БЧ-5). По воспоминаниям одного из проходивших службу на российской подлодке офицеров (он служил недолго, после гражданского института), контингент БЧ-5 – «это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели».

Как выражался этот моряк, «маслопуп» – служивый, который, если использовать тюремный жаргон, способен «метнуться», то есть максимально быстро среагировать на внезапно возникшую проблему для ее скорейшего разрешения.

Режим работы: вынужденный

По официальным данным сайта Минобороны РФ, военно-учетная специальность энергетика (электроэнергетика) машиниста-турбиниста подводной лодки требует от солдата-срочника наличия как минимум гражданского средне-специального профобразования. В основном будущий «маслопуп» должен «обеспечивать работу паро-(газо)турбинной установки, ее машин и механизмов и функционирование турбины».

То, что «на машинистах держится все» в АПЛ, ясно и из этого, в принципе скупого, общего описания их обязанностей в перечне Минобороны. Там прямо сказано, что режим работы таких специалистов вынужденный, служба монотонная, но зачастую требующая незамедлительной реакции. Движения трюмного ограничены, находиться по большей части приходится в турбинном отсеке. Количество информации, которую необходимо постоянно держать в голове, огромное. Устройство паро-(газо)турбинной установки и нюансы действий при нештатной ситуации «маслопуп» должен знать лучше, чем таблицу умножения. Специалист, служащий там – это не просто хороший техник, но и морально, физически выдержанный моряк, способный быстро и правильно реагировать в случае аварии.

Как вели себя трюмные при катастрофах

В истории советских (российских) подводных лодок нередко случались катастрофы с десятками жертв. И трюмные, как матросы, так и офицеры БЧ-5, в этих критических ситуациях вели себя геройски, часто ценой своих жизней спасая остальных членов экипажа субмарин.

Автор книги «Катастрофы под водой» Николай Мормуль приводил воспоминания штурмана АПЛ «Ленинский комсомол» («К-3») Олега Певцова. В сентябре 1967 года на этой подлодке произошел пожар, в результате которого погибли 39 человек. Для того чтобы всплыть в надводное положение после задымления, трюмному надо было осуществить продувку, «продуть среднюю». Трюмный открыл клапан не полностью, его ошибку пришлось исправлять командиру. Командир электротехнической группы БЧ-5 АПЛ «К-3» Валерий Сатрапинский, со слов автора очерка Юрия Бахарева «Триумф и трагедия АПЛ К-3», говорил, что при этой катастрофе большинство электриков в носовых отсеках погибло.

Трюмный машинист БЧ-5 атомной подлодки «Комсомолец» вахтенный Нодар Бухникашвили первым погиб в огне при катастрофе на этой АПЛ. Пытаясь устранить последствия аварии, пал смертью храбрых и техник группы дистанционного управления боевой части мичман Владимир Колотилин. Колотилин успел задраить свой отсек, локализовав огненную лавину. Командир БЧ-5 Валентин Бабенко и командир дивизиона движения боевой части Сергей Манякин тоже заплатили своими жизнями за спасение АПЛ и погибавших моряков.

. Это лишь немногие примеры героического поведения в условиях ЧП тех, кого на флоте иронически называют «маслопупами». На самом деле, в критической ситуации от этих «работников вынужденного режима» во многом зависит жизнь членов экипажа АПЛ.

Источник

Какую самую опасную специальность на подлодке называют «маслопупп»

Так называют мотористов («двигателистов») – представителей одной из самых ответственных специальностей, как на военном, так и на гражданском судне («Большой русский словарь-справочник синонимов» Виталия Тришина).

Кто они

Согласно «Корабельному уставу ВМФ», машинист (моторист, «двигателист», «маслопуп», «трюмный») – это моряк из электромеханической боевой части подводной лодки (БЧ-5). По воспоминаниям одного из проходивших службу на российской подлодке офицеров (он служил недолго, после гражданского института), контингент БЧ-5 – «это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели».

Как выражался этот моряк, «маслопуп» – служивый, который, если использовать тюремный жаргон, способен «метнуться», то есть максимально быстро среагировать на внезапно возникшую проблему для ее скорейшего разрешения.

Читайте также:  Как клеить рым для лодки пвх

Режим работы: вынужденный

По официальным данным сайта Минобороны РФ, военно-учетная специальность энергетика (электроэнергетика) машиниста-турбиниста подводной лодки требует от солдата-срочника наличия как минимум гражданского средне-специального профобразования. В основном будущий «маслопуп» должен «обеспечивать работу паро-(газо)турбинной установки, ее машин и механизмов и функционирование турбины».

То, что «на машинистах держится все» в АПЛ, ясно и из этого, в принципе скупого, общего описания их обязанностей в перечне Минобороны. Там прямо сказано, что режим работы таких специалистов вынужденный, служба монотонная, но зачастую требующая незамедлительной реакции. Движения трюмного ограничены, находиться по большей части приходится в турбинном отсеке. Количество информации, которую необходимо постоянно держать в голове, огромное. Устройство паро-(газо)турбинной установки и нюансы действий при нештатной ситуации «маслопуп» должен знать лучше, чем таблицу умножения. Специалист, служащий там – это не просто хороший техник, но и морально, физически выдержанный моряк, способный быстро и правильно реагировать в случае аварии.

Как вели себя трюмные при катастрофах

В истории советских (российских) подводных лодок нередко случались катастрофы с десятками жертв. И трюмные, как матросы, так и офицеры БЧ-5, в этих критических ситуациях вели себя геройски, часто ценой своих жизней спасая остальных членов экипажа субмарин.

Автор книги «Катастрофы под водой» Николай Мормуль приводил воспоминания штурмана АПЛ «Ленинский комсомол» («К-3») Олега Певцова. В сентябре 1967 года на этой подлодке произошел пожар, в результате которого погибли 39 человек. Для того чтобы всплыть в надводное положение после задымления, трюмному надо было осуществить продувку, «продуть среднюю». Трюмный открыл клапан не полностью, его ошибку пришлось исправлять командиру. Командир электротехнической группы БЧ-5 АПЛ «К-3» Валерий Сатрапинский, со слов автора очерка Юрия Бахарева «Триумф и трагедия АПЛ К-3», говорил, что при этой катастрофе большинство электриков в носовых отсеках погибло.[С-BLOCK]

Трюмный машинист БЧ-5 атомной подлодки «Комсомолец» вахтенный Нодар Бухникашвили первым погиб в огне при катастрофе на этой АПЛ. Пытаясь устранить последствия аварии, пал смертью храбрых и техник группы дистанционного управления боевой части мичман Владимир Колотилин. Колотилин успел задраить свой отсек, локализовав огненную лавину. Командир БЧ-5 Валентин Бабенко и командир дивизиона движения боевой части Сергей Манякин тоже заплатили своими жизнями за спасение АПЛ и погибавших моряков.

. Это лишь немногие примеры героического поведения в условиях ЧП тех, кого на флоте иронически называют «маслопупами». На самом деле, в критической ситуации от этих «работников вынужденного режима» во многом зависит жизнь членов экипажа АПЛ.[С-BLOCK]

Источник

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Читайте также:  Весла к лодке турист

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам.

Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Читайте также:  Устройство двигателя лодочных моторов

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл. Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.

Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».

На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су. я тебя, бл…, за жопу подвешу. »

Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Источник

Поделиться с друзьями
Подсекай
Adblock
detector