Меню

Бесщеточный электродвигатель для лодки



Самый мощный электромотор для лодки

Какой лодочный электромотор считать самым мощным? Тот, который потребляет большую мощность от аккумуляторной батареи? Или может быть тот, который легко толкает вперед даже тяжелую лодку, потребляет маленький ток и долго работает от аккумуляторов?

Бензиновый и электрический моторы для лодки

Лодочные электромоторы могут развивать ту же тягу, что и двигатели внутреннего сгорания обладая при этом значительно меньшей мощностью на валу. Это происходит благодаря различной форме кривых крутящего момента электрического и бензинового двигателей. У двигателя внутреннего сгорания график крутящего момента имеет выраженный пик, из-за которого максимальный момент доступен только в ограниченном диапазоне оборотов вала. Зависимость крутящего момента от оборотов у электродвигателя гораздо более плоская и его достаточно при любой частоте вращения

Максимальный крутящий момент и мощность – это важные характеристики двигателя. Момент определяет способность быстро ускоряться и тянуть груз, а мощность (приведенная к весу) максимальную скорость. Крутящий момент зависит от числа оборотов вала. У разных типов двигателей эта зависимость имеет свой вид. У электродвигателя скорость преобразования энергии от аккумуляторной батареи не связана с частотой вращения вала. В двигателях внутреннего сгорания с ростом числа оборотов давление и температура возрастают и достигают оптимального сочетания при определенной частоте вращения на которую и приходится пик крутящего момента.

Пологая характеристика момента позволяет устанавливать на лодочные электромоторы более эффективные гребные винты. КПД гребного винта у некоторых электромоторов для небольших лодок в три раза выше, чем у подвесных бензиновых двигателей того же класса.

Какая бывает мощность

Производители лодочных моторов используют разные виды мощности. Встречаются мощность на валу, потребляемая мощность и даже тяга. Поэтому прежде чем сравнивать лодочные электромоторы различных марок нужно привести имеющиеся данные к «общему знаменателю»

Единый критерий для сравнения важен. Мощности, измеренные в разных местах, существенно отличаются друг от друга. Мотор, развивающий на валу 4 л. с., на винте выдает всего 1 л.с.

Потребляемая мощность, на валу и на винте

Потребляемая мощность – часто используется как характеристика электродвигателя для лодки (мощность = ток х напряжение). Измеряется в Ваттах или лошадиных силах. Производители бензиновых или дизельных лодочных моторов этот вид мощности не используют. Однако для двигателя внутреннего сгорания потребляемую мощность также можно посчитать, если умножить теплотворную способность топлива на его расход.

Мощность на валу – используют производители подвесных бензиновых лодочных моторов. Этот вид мощности считается также как у автомобиля (мощность = крутящий момент х угловая скорость). Единица измерения – лошадиные силы или ватты. Мощность на валу учитывает потери в редукторе, но не учитывает потери на винте, которые составляют от 20 до 70%.

Мощность на винте – более ста лет служит общепринятой характеристикой двигателя в судостроении. Учитывает все потери мощности и определяет энергию, передаваемую лодке двигателем.

Тяга лодочного электромотора

Во время вращения винта на поверхностях лопастей возникает подъемная сила. Составляющая этой силы направленная по оси движения лодки называется упором или тягой. Она характеризует ту часть подъемной силы, которая толкает судно вперед.

Полезная мощность, производимая лодочным винтом, равна его тяге, умноженной на текущую скорость лодки. В характеристиках электромоторов производители всегда указывают максимальное значение тяги. Сделать по ней вывод о мощности электромотора на винте без установки датчиков и проведения измерений нельзя.

Тягу определяют в ходе испытаний, во время которых лодку соединяют с пирсом динамометром и заставляют двигаться вперед. Проверку проводят на спокойной воде, в безветренную погоду, на достаточной глубине и расстоянии от берега. Для носовых лодочных электромоторов значение тяги чаще всего указывают в фунтах силы (lbs).

Потери мощности в лодочном электромоторе

Общая эффективность силовой установке на лодке с двигателем внутреннего сгорания около 15%. Для судна с электромотором такой показатель – непозволительная роскошь. Считается, что лодочный электродвигатель работает эффективно, если с учетом потерь на винте его КПД около 50 %. При этом КПД электромотора должен быть не менее 80%, а винта не мене 63%.

Потери мощности пропорциональны сопротивлению проводника и квадрату протекающего через него тока. Если ток возрастает вдвое, потери возрастают в четыре раза. Если ток растет в десять раз, потери увеличиваются в сто. Уменьшить ток и потери можно, если повысить напряжение в цепи.

Общепринятое на сегодня напряжение мощных лодочных электромоторов 48 вольт, но для небольших лодок подходят и 24-вольтовые модели. При силе тока 50 А максимальная мощность электромотора в 12-вольтовой системе составит 600 Ватт, а в 24 Вольтовой – 1200 Ватт

Второй способ снизить потери в цепи постоянного тока – это увеличить сечение кабеля. Правильно подобранный кабель повышает эффективность и безопасность электрической системы, устраняет локальный перегрев и снижает потери энергии.

Читайте также:  Все типы подводных лодок кригсмарине

Высокий КПД имеет винт с большим диаметром, шагом и низкой скоростью вращения. Однако с таким винтом может работать только мотор, развивающий высокий крутящий момент.

Редуктор служит источником дополнительного шума и потерь. В профессиональных электромоторах их стараются не использовать

Большинство гребных винтов для подвесных моторов небольших лодок созданы на основе испытаний проведенных еще в 1940–1960-х годах прошлого века. Общие принципы проектирования, появившиеся тогда, систематизированы в виде таблиц и графиков и используются изготовителями до сих пор.

При разработке современных винтов используют другой подход. Сначала на компьютере создают трехмерную модель, а затем шаг и кривизну профиля винта оптимизируют для каждого сечения с учетом изменяющихся вдоль диаметра условий обтекания потоком воды. Винты этого типа называют винтами с переменным шагом. Их потери меньше, а КПД выше.

Виды электромоторов

Подвесные

Подвесные электромоторы устанавливают на транце или реже на носу лодки. В стандартном исполнении электромотор соединяется с системой рулевого управления, в моделях с румпелем лодкой управляют поворачивая двигатель. Мощность румпельных электромоторов варьируется от 1 до 4 кВт, а у моделей с рулевым управлением достигает 15 кВт.

Как правило мощные подвесные электромоторы рассчитаны на напряжение 24-48 Вольт. 24 вольтовый электрический двигатель мощностью 2,2 кВт развивает на винте тягу 124 lbs и сопоставим по этому показателю с подвесным бензиновым мотором мощностью 6,5 л.с. Двигатель мощностью 15 кВт эквивалентен бензиновому мотору 35 л.с

В подвесных лодочных электромоторах используют асинхронные двигатели переменного тока или синхронные двигатели на постоянных магнитах. Оба типа двигателей бесщеточные, не имеют изнашивающихся частей и не требуют обслуживания.

Pod электромоторы

POD электромоторы подходят как для однокорпусных лодок и катеров, так и для катамаранов

Фиксированные POD электромоторы бывают мощностью от 1 до 25 кВт. Они подходят как для небольших лодок, сдающихся в прокат, так и для судов весом несколько тонн

Электромотор состоит из блока управления и гондолы внутри которой установлен асинхронный или BLDC электродвигатель. Гондола аэродинамической формы крепится к днищу судна фланцами из нержавеющей стали между килем и рулем. Чтобы избежать вибрации на руле, вызванной турбулентностью за винтом, и снизить сопротивление потоку воды гондолу стараются располагать ближе к килю.

Фиксированный (слева) и поворотный Pod электромоторы. Внутри корпуса, находящегося под водой, находится только двигатель. Электроника и органы управления расположены на борту судна

Производится две модификации POD электромоторов — фиксированная и поворотная. Поворотная модель соединяется с системой рулевого управления или румпелем и обеспечивает более высокую маневренность судна

Электрические лодочные моторы типа Pod выпускаются мощностью от 1 до 25 кВт.

Бортовые лодочные электромоторы

В бортовой силовой установке электродвигатель устанавливают внутри судна и соединяют с винтом валопроводом. Бортовым моторам требуется принудительное охлаждение. В зависимости мощности электродвигателя оно может быть воздушным или водяным.

Установка бортового электромотора на лодку сложнее чем подвесного или POD. Дополнительно потребуется вал, муфта, сальник, втулка Гудрича (дейдвудный подшипник), дейдвудная труба. Валы электромотора и винта необходимо центрировать – они должны иметь общую ось. При неправильной установке возможны протечки через сальник

Электромоторы для профессионального использования

Если лодка или катер используется для перевозки туристов, организации экскурсий или водных прогулок, то электрическая установка может оказаться выгоднее двигателя внутреннего сгорания. Экономия достигается из-за более низкой стоимости энергии и практически нулевых затрат на техническое обслуживание.

Установка подвесного лодочного электромотора для профессионального использования Aquamot на небольшой катамаран

Сравнение показывает, что при коммерческой эксплуатации судна переход с бензинового на электрический двигатель окупается за 1-2 года. Однако для этого профессиональный лодочный электромотор должен отвечать определенным требованиям:

  • Иметь высокий КПД – это позволит эксплуатировать его с аккумуляторной батареей меньшей емкости, снизит первоначальные затраты, время зарядки и стоимость потребляемой электроэнергии
  • Быть простым и надежным — электромотор должен выдерживать ежедневную интенсивную нагрузку и иметь минимум лишних функций. Дополнительные возможности, такие как встроенный компьютер c GPS, повышают цену и могут стать источником неисправностей в будущем.
  • Стоимость ремонта и технического обслуживания в течении периода эксплуатации должна быть минимальной Катамаран с установленным лодочным электромотором отправляется к месту эксплуатации

Надежность

Корпуса профессиональных лодочных электромоторов отливают из алюминия, а затем дополнительно наносят многослойное антикоррозионное покрытие. Вал делают из нержавеющей стали, а винт из бронзы. Для защиты от коррозии устанавливают жертвенный анод

В мощных электромоторах для лодок используют асинхронные двигатели переменного тока или BLDC PM электродвигатели, которые также называют вентильными. Питание вентильных двигателей осуществляется от импульсных источников энергии. При этом импульсы напряжения подаются на обмотки статора в заданные моменты времени – при определенном положении ротора относительно статора. Положение ротора определяют датчики, которые, как и импульсный источник питания, в моторах небольшой мощности находятся на печатной плате, расположенной внутри подводной части электромотора.

Читайте также:  Частку шляху на якім лодки працягвалі па зямлі

Зеленая плата в центре электромотора — электронный коммутатор, который заменяет щетки и кольца. Слева та же плата в увеличенном виде. В окружении воды электронные компоненты иногда работают не стабильно и отказ всего одного элемента на плате влечет за собой выход из строя всего электромотора. Заменять приходится плату целиком — это увеличивает стоимость ремонта, время простоя электромотора и срок его окупаемости при профессиональном использовании

Внутри корпуса трехфазного асинхронного двигателя дополнительных электронных компонентов нет. На долговечность двигателя влияют только подшипники и обмотки, однако качество этих элементов в настоящее время таково, что асинхронные двигатели служат до 50 000 часов без осмотра и ремонта. Асинхронные двигатели просты, надежны и эффективны. КПД мощного электродвигателя 85-92%, что на 30% выше, чем у двигателя постоянного тока, и на 40-50% больше, чем у двигателя внутреннего сгорания.

Система безопасности электромотора для коммерческих лодок имеет как механические, например, заданный предел прочности киля, так и электронные средства защиты. Электромотор отключается при перегрузке по току, при пониженном и повышенном напряжении аккумуляторов

Экономичность

Высокий КПД достигается только при последовательном и тщательном улучшении всех элементов электромотора. Потерь мощности стараются избежать во всех узлах. Воздушный зазор в двигателе, конструкция ротора, изоляция обмоток оптимизируют на компьютере так, чтобы электродвигатель подходил для использования на лодках.

Корпуса двигателей и винты проектируют по тем же правилам, что и в коммерческом судостроении. Сначала рассчитывают обтекание подводных частей по трехмерной модели, а затем результаты проверяют на натурных гидродинамических испытаниях.

Редуктор, который устанавливают на некоторых моделях лодочных электромоторов не используют. Вместо этого вал электродвигателя напрямую соединяют с винтом, и конструируют двигатель таким образом, чтобы его обороты совпадали с оптимальными для винта

В результате во время движения электромотор не теряет мощность, не создает дополнительное сопротивление и способен долго работать на одной зарядке аккумулятора

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

Источник

безколлекторный мотор для надувной лодки

Тема раздела Общие вопросы в категории Модельные технологии; ребят, кто может сказать, стоит попробовать сделать моторчик для лодки надувной или даже браться нет смысла? идея такая, есть мотор .

Опции темы

безколлекторный мотор для надувной лодки

ребят, кто может сказать, стоит попробовать сделать моторчик для лодки надувной или даже браться нет смысла?
идея такая, есть мотор на 6с тарот 4108 380 кв, и несколько типов пропеллеров 5, 6, 9,10,11,14,15 и 17 дюймов, 40а хротор регуль, 6с батарея 8а и 5а, а также несколько 3с 5а. все квадрокоптерной направленности, закрепить мотор с пропом на штангу аллюминевую и в воду, ну и сервотестером управлять мощьностью.

Смысл есть и это даже обсуждалось не раз, как народ моточики с низким КВ мотал, и некоторые даже целиком в воду погружали оные, не парясь с герметизацией (решение спорное, но как данность — так делали).

Но всё это если опустить чисто практический аспект затеи. За единицу проплываемой дистанции электричество — не выгодно по деньгам по сравнению с бензиновым ПЛМ. Имеет смысл только если задачи специфические: например, когда надо плавать недалеко (по озерцу небольшому туды-сюды) или когда надо чтобы беспалевно.

Только винты нужны все-таки гребные, а не возбушные от квадрокоптера. И нормальным образом согласовывать момент-обороты.

спасибо за ответ. просто из-за одного, двух выездов в сезон на воду покупать мотор не хоца. а так можно и попробовать.

Помня о том что написал ADF. Вопрос не в том потянет или нет модельный мотор лодку. Если все правильно собрать то потянт.

Вопрос где и чем вы его аккумуляторы будете заряжать вечером.
Если на этот вопрос ответ есть (ночь в обустроенном доме с подводом нормального электричества и зарядкой) то можно браться.
На нет и суда нет.

P.S. Легкого носимого походного зарядника работающего на подручных источниках достаточного для перезарядки силовых аккумуляторов в обозримый промежуток времени (часы) увы пока не найдено.

как правило выезды на машинах и с генератором .

Так может- и не надо?
Судя по видео от ADF, крутиться все это должно не быстрее 300-500 об/мин?
То есть, именно столько дает обычный шуруповерт?
Может, имеет смысл поглядеть в эту сторону?
Винт- купить готовый, чтобы не морочиться, штангу -сделать из швабры какой нибудь?
И никаких проблем ни с зарядкой ни с охлаждением мотора.
ЗЫ: написал и только увидел, что на видео написано «кордлесс дрель пропеллер», то есть- именно шуруповерт

Чего уж мелочиться, цепляй квадрик к лодке, будет «аэроглиссер»
А если серьезно, скорость у резинки в итоге будет — пешком перегонишь. Никак электромотор с самым захудалым ДВС не сравнится. Да, продаются электромоторчики для лодок, но нужны они для одного — дорожить. Ну и лохам впарить, которые «чуда» ждут.

Лодки — отдельное хобби, со своей «гонкой вооружений» — у меня уже 2 лодки, 2 мотора, а хотелка не отпала. Когда техника появилась, уже не 1-2 вылазки в год, а только и жду, когда навигацию откроют, а там любой возможности на воду выбраться рад-радешенек.

Читайте также:  Лодка пвх какие есть названия

Что до затеи движку от авиамодельки на лодку прикрутить, ничего кроме разочарования она не сулит. Даже время не тратьте.

Ложь. Электромоторы могут иметь паразительную мощность к своему весу (даже с учетом веса АКБ).

Но для лодки электромотор проигрывает по двум факторам: высокая цена за единицу мощи и (малый) запас хода.

Из контекста вырвано. Имел ввиду именно модельный безколлекторный двигатель в сравнении с бензиновым лодочным мотором.

И не только для лодки, для любого «взрослого» транспорта, причем к электромоторам-то никаких претензий. А вот то, что будет их питать, пока проигрывает бензобаку по всем параметрам. Единственный приемлемый и используемый в данный момент вариант — провода.

Автомобиль Тесла не в счет, он просто удачно занял нишу «новая игрушка для богатеньких Бурратино», и у среднестатистического его покупателя в гараже уже несколько суперкаров с бензой, и думки, чем бы еще себя потешить. Вот для этого — электротранспорт пойдет. Для более бедных Бурратино — электровелосипеды, которые в сравнении с мопедами и скутерами тоже пока имеют весьма посредственные показатели, зато они электро.

Как только появится конкурентноспособный источник питания, не важно, аккумулятор, суперконденсатор, топливный элемент или ториевый реактор, сразу начнется бум электротранспорта. А пока — электродвиг + аккумулятор сможет сделать ДВС + бензобак только на очень «спринтерских» дистанциях. Что и используется в моделизме)

Что до лодки — я не представляю себе даже теоретически электро комплект, чтобы сумел на глиссер вывести посудинку с человеком на борту. Может и можно создать, с запасом хода минут на 10, и потратив кучу бабла. А на бензиновой пятнашке я с 2 пассажирами и шмудряком выхожу, и 20 л в бензобаке хватает на полноценную рыбалку.

Ну давайте пришьем к контексту обратно:

Модельные БК моторы, если брать по верхнему пределу мощности, могут иметь мощу до 8 и даже 10 КВт (200А от 12S батарейки). Даже если умножить это на КПД, примерно 75%, получаем на валу 6 — 7.5КВт.
ПЛМ мы тоже не конкретизировали, поэтому можем взять самый слабый — джва коня или 1,5 КВт. И отсюда отчетливо видно, что утверждение:

Вот собственно и весь расклад

Угу, здорово сравнивать лучший экземпляр с худшим)
Вообще, модельные движки даже на парапланы прилаживают, и летают. Минут 30. При этой длительности установки будут иметь примерно равный вес. Но если в электроварианте основная масса приходится на аккумуляторы, то в бензиновом эквиваленте это пара литров.
Из практики, 6-7 кВт это МИНИМУМ, который стоит вообще рассматривать для лодки. На глиссер с одним, максимум, двумя людьми выйдет, при правильной развесовке. Но, положим, по критерию «мощность» 7 кВт (а это и есть захудалый ДВС, с такой мощностью даже лодка моторной не считается — ни прав ни регистрации, мопед речной), и сравниваем его с 1.5 квт китайцем ДВС. Запас хода хотя бы 6 часов. Кто по массе выиграет?
А по цене? Такой лодочный мотор вдвое дешевле будет чем электродвигатель, без регулятора и АКБ. Если же взять сопоставимые цены, ДВС можно такой купить, что улетишь.
А по удобству эксплуатации? Ну, не хватило мне 6 часов на воде, что проще? Бензина баклашку залить, или этакую АКБ заряжать? Не говорю уже про постоянную воду в лодке и прочие житейские мелочи.
А по дальности пробега на одной заправке? Хотя, как раз самые дешевые ПЛМ со встроенным баком, так у всех же канистра с собой про запас))
А по количеству колхоза?
А обсох/заряд кончился, где проблема легче решается?
А.
Еще раз повторюсь, как только проблема питания для электротранспорта будет решена, так сразу. А пока нет. Захудалый ПЛМ из газонокасилки таки больше подойдет для резиновой лодки. Но я бы советовал брать 10-ку с возможностью раздушки в 15-ку. Это дорогое хобби, а кроилово, увы, ведет к попадалову.

А совмещать ой как затратно(((

Вы сейчас с кем разговаривали?

Я один конкретный факт разобрал, не растекаясь мыслью по древу и прочей философией на тему электро vs двс.

существует суза 10-ка, которая раздушивется в 20-ку.

Источник