Для полного доступа к форуму, нажмите Регистрация

Дистанция на лодочный мотор

Дистанция на лодочный мотор. Автор


Изображение


Попробую собрать воедино всю полезную информацию о системах дистанционного управления подвесными лодочными моторами.
Речь пойдёт об общих принципах и предпочтениях в выборе. Использовано много фотографий как собственных, так и с просторов сети, так и друзей по форуму, которые делятся своими знаниями. По нюансам с конкретными моделями на форуме существуют отдельные темы (пример: тема Сергея (Serkap) по Тохатсу 9,8. В плане установки ДУ этот мотор имеет ряд нюансов, которые будут очень полезны новичкам, и стОят отдельного обсуждения).
У меня есть небольшой опыт установки ДУ на румпельную Ямаху 25-30 2т., хочу поделиться им для тех, кто задумал облегчить свою жизнь за румпелем. А разница в управлении вашей любимицей лодкой, очень существенная, поверте.
Так-же выскажу свое мнение об использовании различных машинок газ-реверс, тросов, редукторов, фиттингов и прочей фурнитуры в плане удобства использования, надёжности и цены.

Для начала немного истории и теории.
Итак.
Во времена СССР была повсеместно распространена двух-тросовая система дистанционного управления. И до сих пор есть много её приверженцев, которые ей не изменяют.
И вопрос до сих пор открытый, какая система более надёжна и удобна. О ней и поговорим сначала. Сразу скажу только своё мнение: современная одно-тросовая конечно универсальна и во многом более удобна в применении, но мнения разные.

1. Двух-тросовая система ДУ и её принцип. (Уточнение. Разговор пока только именно о повороте двигателя)

Постараюсь описать наглядно, с фотографиями именно того, что я сам лично видел, и как себе это представляю.

Имеется рулевое колесо, закреплённое на панели металлической, либо пластиковой лодки. Принцип такой: трос от барабана рулевой колонки, на котором он заложен в несколько оборотов и застопорен, проводится через блоки к мотору. Здесь его концы крепятся к планке, шарнирно соединенной с ручкой мотора (на шпильке или на болту).
Вот просто схематично, как это выглядит:

Изображение



Вот для примера фото крепления тросов к Ямахе 50, сделанные мной:

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


Немаловажная деталь - компенсирующие пружины, добавляющие мягкость в управлении поворотом лодки. Их принцип работы попытался нарисовать ниже, думаю всё понятно. Данные компенсаторы в принципе могут стоять в любом месте, но смысл работы остаётся тот-же:

Изображение Изображение



Сразу плюсы и минусы, которые лично заметил.
Минусы: В самом управлении присутствует некая инерционность (затрудняюсь точно объяснить), т.е. при перекладке руля чувствуется некая задержка (пусть в доли секунды, но она есть). Повернул рулевое колесо, и с мааааленькой задержкой лодка слушается. Думаю, как раз это и есть работа компенсирующих пружин (компенсаторов). В принципе привыкнуть не трудно, но без этой задержки удобней. Еще недостаток. Суммарно бОльшая длина тросов, в сравнении с однотросовым управлением, много (индивидуально) блоков (роликов), по которым скользит трос. Сам трос без защитной оболочки, что увеличивает его износ и шанс повредить. Возможность установки только на жёсткие корпуса. Также если в лодке есть рецесс, и троса выходят по бокам, то очень сложно сделать герметичные выходы и на волне туда заливается немало воды... Хотя можно конечно частично трос в рубашке пустить, а на выходе поставить резиновую манжету.
Плюсы: Я пока вижу один. Отсутствие люфта на рулевом колесе.

Немного видео со старой двух-тросовой системой:




2. Одно-тросовая система ДУ и её принцип. (Уточнение. Разговор пока только именно о повороте двигателя)

Это самая распространённая на данное время система дистанционным управлением подвесного лодочного мотора. Поэтому хотелось-бы остановиться на ней чуть подробнее.
Буду писать своими словами, постараюсь поменьше копировать, поэтому прошу сильно не пинать, а лучше включиться в тему и дополнить или поправить.
Перво-наперво - другой принцип работы рулевого редуктора. Так называемая "зубчатая" передача. Рулевой трос всего один, его конструкция более сложнА, состоит из статической оболочки, которая служит так-же в качестве упора (с помощью дополнительных деталей) при повороте ПЛМ.
Сам редуктор хоть и выполняет в принципе ту-же задачу, что и при двух-тросовой системе ДУ ПЛМ, но работает по другому.
Попробую выложить фото и рисунки, чтоб был понятен принцип его работы. Сами редуктора разные, в зависимости от нагрузки с которой их используют, но принцип один.
Вот некоторые из них с небольшим описанием:

Изображение

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


Вот фото в разборе редукторов Т71(первое фото, автор Вениамин) и Т85 (второе и третье фото, автор Серый Мастер). Видно что они сделаны по серьёзней чем Т67:

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


В редуктор заводится наконечник троса с зубцами, а оболочка прикручивается к корпусу редуктора, создавая упор. При повороте рулевого колеса трос выходит/заходит со второго отверстия в специальный защитный чехол, который обычно набивают смазкой. Полная перекладка руля на Т67, Т71, Т85 осуществляется за два с половиной оборота.
Другой конец рулевого троса подсоединяется к двигателю. Рубашка троса снова служит упором, а сам трос толкает/тянет двигатель, поворачивая его вправо-влево с помощью штока и рулевой тяги, которая подсоединяется к опорной пластине. Упор для рубашки может быть осуществлен несколькими способами, в зависимости от типа лодки и модели двигателя. К струбцине мотора, к транцу, к выходному отверстию рецесса:

Изображение



На рулевом рычаге имеется "палец" (по аналогии с рулевой тягой в авто), благодаря чему можно менять угол приложения усилия при повороте, а так-же откидывать двигатель. Устанавливается рулевой рычаг (в простонародье "кочерга"), как и опорная пластина для него индивидуально для каждого мотора, чтобы исключить все помехи при ходе штока, а также обеспечить максимальный угол поворота мотора. Например ниже на первом фото я поставил пластину снаружи ручки, и угол поворота в одну из сторон (не помню в какую) стал совсем маленький. Пришлось ставить внутрь. Румпель я не снимал, поэтому, чтобы рулевой рычаг не задевал за него, подкладывал шайбы. Короче говоря на каждый мотор индивидуально.

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото



Ну, и сразу можно сказать о подборе длины тросов. Как рулевого, так и газ-реверс. Их длина должна быть оптимальной, т.е. не короткой, но и не длинной, чтобы исключить лишние заломы. Троса газ-реверс обычно немного длиннее чем рулевой, т.к. нужен некоторый запас у мотора, чтобы не мешать его поворотам. Как правильно расчитать длину есть ниже на картинках.

Изображение Изображение


Минусы однотросовой системы ДУ. Цена. Всё это удовольствие довольно дорого стоит. Также лично мне так и не удалось избавиться от люфта на рулевом колесе, хотя все соединения проверил, всё нормально. Люфт примерно 10 градусов.
Плюсы. Универсальность. Подходит для любого типа корпуса. Троса защищены от внешнего воздействия оболочкой. Возможность быстрой установки. У меня установка и подключение ДУ занимает не более 20 минут, это не торопясь.



3. Машинки газ-реверс (коммандеры)..

Изображение


Начнём снова немного с истории. Вот с чего начиналось удобство управления мотором дистанционно в советское время:

Уменьшенное фото Уменьшенное фото


Как бы то ни было, но и такие машинки были гораздо удобнее румпеля. Время идёт, и на импортных моторах коммандеры стали намного удобней и функциональней.
Скажу своё мнение. Самая удобная и отлаженная машинка газ-реверс, это та, которая покупается вместе с мотором, т.е. "родная" фирменная. Заметил на примере работы родной ямаховской, что она намного мягче в переключении скорости, и вообще более удобна, чем тот-же универсальный ultraflex. Поэтому совет. Если еще нет мотора, и планируется использование ДУ, то мотор сразу выбирать с родным комплектом для ДУ. Это кстати и экономнее намного. К примеру, та-же фирменная ямаховская машинка стОит, если память не изменяет, что-то около 15000руб ((-)): ...
Но тем не менее, и не родные машинки можно вполне нормально использовать. Они могут быть универсальные (которые можно установить на любую сторону лодки), и сделанные под какую-либо одну сторону, однорычажные и двух-рычажные, соответственно и различающиеся по цене.

Вот некоторые из них (самая первая - фирменная ямаховская):

Изображение


А еще есть машинки для спарки моторов, но цена на них, как видим, очень не маленькая:

Изображение Изображение


Рассмотрим некоторые самые распространенные (не от производителей моторов) машинки. Я просто выложу фото в сборе и разобранных:

Тайваньский аналог YAMAHA-701. Из недорогих мне лично она понравилась больше остальных. Есть как правобортные, так и левобортные. Есть кнопка глушения мотора. Возможность прогазовать на холостом ходу . На предпоследнем фото положение "нейтраль", на последнем "полный газ".
Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото
Однорычажная универсальная машинка ULTRAFLEX. Их несколько типов. Различаются по цвету, немного по форме, материалу внутренних деталей, возможно есть отличия и по механизму работы. Есть возможность прогазовки на холостом ходу (не очень удобно, надо прижать рычаг сбоку, тогда скорости не будут включаться, а возможность добавить газ останется). Выкладываю то, что сумел собрать:
Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото



Двух-рычажная машинка ULTRAFLEX. Фото в собранном и разобранном виде. Она может чуть менее удобна, но не менее функциональна, и что немаловажно, более доступна по цене.

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


Ну, и просто в качестве отступления, вот пример использования мультирумпельного Mercury 15. Человек просто снял мультирумпель, перенёс его в другое место, и использовал в качестве машинки газ-реверс, с кнопкой глушения, кстати :D . Наш народ на выдумки хитёр, единственный недостаток вижу здесь в невозможности прогазовать на холостых :) , но фанаты мультирумпеля говорят что этого ему и не надо ;) :
Изображение



Основные детали для ДУ вроде рассмотрели, остался мелкий фиттинг, переходники, ну и конечно-же стойки, консоли, пульты управления. По последним огромное поле для творчества у каждого.
По крепежу тросов к мотору могу только рассказать на примере Ямахи 25-30. Здесь все подключается снаружи в течении пары минут, капот открывать не требуется.
Вот набор деталей, которые нужны для этого:

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото

Единственное замечу, что фирменный набор этих деталей намного аккуратнее сделан, и поэтому предпочтительнее. На последнем фото показал, где пришлось поработать натфилем немного :D) ...


Консоль и приборная панель.
Как и писал, здесь только от желания каждого зависит какую выбрать, их превеликое множество всяких, а так-же можно и самому изготовить, как многие и делают.
Я взял вот такую. На первом фото она совсем "голая", на следующих, в течении года понавтыкал в неё всего. С передней стороны сделал кожух из фанеры, закрывающий всё это хозяйство :D) ... На всякий случай и размеры, вдруг кому пригодится.

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


Хочу заметить, что если у кого машинка без кнопки глушения, её надо обязательно поставить, чтобы надевать чеку на руку. Да и просто с ней намного удобнее.
В ней нормально-замкнутая пара "С", к ней и надо подсоединять провода, которые будут разомкнутыми пока стоит чека, либо пока не нажать кнопку.

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


Ну, а далее просто разные варианты консолей для разных типов лодок. Часть фотографий из сети, часть ребята выкладывали:

Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


А ещё можно и совсем без консоли, главное чтобы руль был :D

Изображение



В заключении несколько информационных видеороликов.


Видео, на котором в общих чертах показано как устроен пульт ДУ для подвесного мотора.
В качестве примера фирменная машинка SUZUKI и тайваньский аналог YAMAHA 701.



А это видео подключения тросов газ-реверс на Suzuki DF15 :



Подключение тросов к румпельному Suzuki DT15:



А это подключение тросов к одно рычажной универсальной машинке газ-реверс.
Машинка на видео называется Marsflex B89, но от себя скажу, всё абсолютно аналогично и на
одно рычажной машинке Ultraflex:



А ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ много PDF документации от компании Teleflex Marine.
Всё о системах рулевого управления. Правда все на английском языке A): ...





Комментарии и обсуждение статьи В ЭТОЙ ТЕМЕ, там-же можно задать все возникающие вопросы.


При частичном или полном копировании статьи ссылка обязательна!
Powered by Fishermanboat® Форум рыбаков водномоторников!

Поделиться ссылкой с друзьями:

html-cсылка на публикацию:
BB-cсылка на публикацию:
Прямая ссылка на публикацию: